тверская митрополия тверская и кашинская епархия русская православная церковь московский патриархат

Само событие обретения святых мощей знаменовалось чудесными знамениями и явлениями самого преподобного Нила:

"... с 17 на 18 мая, в субботу, в третьем часу ночи иеромонах Ниловой пустыни Леонтий с трудниками ловили рыбу на озере Селигере под Переволокою и видели над монастырем столп огненный, простиравшийся от земли до неба и потом ниспустившийся на землю."

".... мая 25 числа, за 2 дня до обретения, на восходе солнца, когда братия начинала копать ров близ гробницы преподобного, ловившие рыбу на озере Селигере в 2 верстах от монастыря под Городомлею монастырские трудники видели над гробницей великую свечу горящую и думали, что кто-нибудь пред гробницей чудотворца совершает молебен."

"... мая в день 27, на праздник Сошествия Святаго Духа, в ночи явился игумену пустыни Герману в тонком сне сам преподобный Нил, на одре лежа, яко жив и повелевая себя с одра поднять."

" ... того же дня, по окончании Литургии, служащий иеромонах Александр, - а он был одержим неверием к преподобному, - от крайнего утомления прилег в келье своей на постель и в тонком сне видит преподобного, сидящего в церкви в гробнице (на тот момент гробница была в отдельной часовнеи будто он говорит ему: "Встань от сна, полно тебе спать", и это повторил трижды. За сим видит, будто выходит из алтаря северными дверьми инок в виде пономаря и говорит ему: "Взгляни и посмотри - вот чудотворец Нил во гробнице сам сидит". Он же от этого видения почувствовал трепет и от страха проснулся и раскаялся в своем неверии."

 

Чудеса, между тем, совершались при святых мощах преподобного Нила - и в год обретения их, и в следующий за  тем год, и в дальнейшие годы. Вот чудеса, о которых сохранились сведения в монастырских записях:

 

1. "1667 года 14 июня. Ржевского, ныне Осташковского уезда деревни Сонки, крестьянин Иуда Афанасьев сын Стяхов, страдавший долгое время беснованием, по совершении у святых мощей преподобного Нила о здравии его молебного пения, получил от недуга своего исцеление."

2. "1667 года 20 декабря. Приезжал в обитель преподобного Торопецкого уезда житель Артемий с дочерью своей Евдокией, страдавшей недугом беснования и, когда по совершении о здравии ее молебствия у святых мощей преподобного Нила, больная дочь получила малое от болезни облегчение; - он возвратился с нею в дом свой. Но, спустя немного времени, жители Торопца, быв устрашены нашествием на их город иноплеменников, для спасения своей жизни побежали вон из города; тогда и помянутая девица от этого страха опять впала в прежний недуг. Отец, чтобы помочь ей, отправился с нею в Торопец к бывшему там чудотворному образу Божией Матери. Когда больная молилась со слезами перед этим образом, то услышала от него глас, повелевавший ей идти опять в обитель преподобного Нила, где и Она, Божия Матерь, обещала быть вскоре. Услышав это, Артемий опять с дочерью пришел в обитель преподобного и, по совершении о здравии её молебного пения, больная получила совершенное исцеление."

3. "1668 года 21 января. Города Торопца посадский человек Алексей, ремеслом строгальщик, приходивший в монастырь помолиться пред святыми мощами угодника Божия, заявлял о себе: "Хотел я, Алексей, жениться на избранной мной девице; но, получив отказ, сделался нездоров умопомешательством, так что не узнавал людей. Но, услышав о чудесах преподобного, стал призывать его в молитвах и сделался здоров и, придя в обитель, принес у раки святых мощей благодарное моление Богу и преподобному за полученное исцеление." 

4. "1663 года. Ржевского уезда Сосницкой волости, вотчины преподобного Варлаама Хутынского, деревни Осинки, женщина, именем Анна страдала от родов и молилась преподобному Нилу о помощи и облегчении её болезни и тотчас получила здоровье. После того приходила она в обитель к преподобному Нилу и, по отправлении по просьбе ее молебна у раки преподобного, возвратилась домой, радуясь и славя Бога и преподобного."

5. «1668 года 1 февраля. Какой-то юноша, по имени Макарий, из посадских жителей города Великих Лук, ремеслом красильник, отлучился из дому отца своего в город Осташков в село Вселуки и впал в умопомешательство, так что не узнавал людей и в болезненных припадках бился и причинял себе ушибы и раны. Ему явился преподобный Нил, повелевая ему покаяться и идти на остров Столобное. Придя в обитель преподобного, он объявил об этом игумену и братии; его голова и лицо от болезненных припадков были сильно разбиты, но по совершении о здравии его молебного пения, он выздоровел и пожил в обители некоторое время, принося покаяние и славя Бога и угодника Его, преподобного Нила.»

6. «1668 года. Ржевского уезда, вотчины преподобного Пафнутия Боровского, кровотынской волости, деревни Березовщины, какой-то крестьянин Димитрий, во время сенокоса поспорив с соседом своим, внезапно впал в умопомешательство и стал бегать от людей. Отец его бил его и удерживал, чтобы не бегал, но он и отца своего не слушал, а ссорился с ним и дрался, а посторонние люди видя свирепость его, боялись его. В таком болезненном его состоянии родственники привели его к раке преподобного Нила. По совершении о здравии его молебствия, молитвами преподобного дарован был ему прежний здравый рассудок.»

7. «1668 года 1 мая. Города Осташкова крестьянин — рыболов Мартин Щипачиев, поймав в озере Селигере рыбину сома, привез ее в обитель преподобного Нила на пищу братии и, от настоятеля обители приняв благословение, возвратился домой. Завидующий же всякому доброму делу человека враг диавол, думая охладить в этом человеке любовь к обители, пришел в привидении в дом его и говорит ему: «Зачем ты вчера отдал рыбину в обитель?». Слыша такие слова, помянутый рыболов впал в умопомешательство. Родители привезли его в таком состоянии в обитель преподобного и, когда плыли озером Селигером, окаянные демоны кричали ему в дороге с неистовством: «Зачем ты изловил и взял себе нашу рыбину?». А другие со страшным воплем кричали: «Утопим его здесь за эту вашу рыбину». Больной сказал им: «Я не себе взял эту рыбину, но отдал в обитель преподобного Нила братии на трапезу.». - «С кем это ты говоришь?» - спрашивают его родители. «Вот подошли ко мне, - отвечает он, - нечистые духи и хотят утопить меня за ту рыбину, что отдал я в обитель преподобного Нила». Когда они приблизились к обители, явился этому ловцу, еще беспокоемому демонами, у монастырских ворот старец украшенный сединами, с палкой в руке и говорит: «Зачем вы, окаянные демоны, беспокоите этого человека? Он отдал эту рыбину сюда в обитель на трапезу святой братии». Демоны от сих слов исчезли. Больной, которого беспокоили демоны, увидев преподобного, запрещавшего им беспокоить его, стал здоров и, прийдя в обитель в здравом уме, по отправлении по просьбе его молебна, возвратился домой с радостию.»

8. «1668 года месяца мая. Князя Бориса Васильевича Горчакова служанка девица Матрона больна была глазами. Но, когда пришла в обитель преподобного Нила, то, по отправлении о здравии её молебна у мощей преподобного, получила от этой болезни исцеление.»

9. «1668 года 1 сентября. В Москве, в Белом городе у Тверских ворот, у диакона церкви св. Димитрия Солунского Лукиана Федорова жена Васса Спиридонова долгое время страдала грудной болезнью. Ей во сне было видение: на Варварской улице, близ Золотой решетки стоит стол и на нем образ какого-то преподобного, а какого именно, - точно не знает, и перед ним молится много народа, ставят свечи и подают записки на молебен. Как только больная прошла мимоэтого образа преподобного, то встретил её какой-то старец и говорит ей: «Отчего ты не помолишься этому преподобному? Он называется преподобный Нил чудотворец; он тебя от болезни исцелит; приложи к его образу пелену и молись ему усердно с верою». Когда она ему на это ответила, что не знает этого преподобного, то незнаемый этот старец сказал ей: «Иди в монастырь к Страстной, там ты его увидишь». После этих слов больная получила исцеление от своей болезни.»

10. «1685 года 1 августа. Торопчанин, церкви Михаила Архангела, диакон Конон Федоров заявлял, что Торопецкий стрелец Василий Кириллов, сын Жаворонков, два года одержим был беснованием, бегал от людей в лес и в умоисступлении бросался в воду. Но, быв привезен в обитель преподобного, по времени, молитвами преподобного, избавился от этого недуга.»

11. «1685 года. Ржевского уезда, помещика Федора Давидова Жеребцова, сельца Давиткова, дворовая женщина Прасковья Козьмина три года одержима была черным недугом, кричала разными голосами и больна была ногами. Ей, как она сама объявляла, являлся преподобный Нил в три ночи, повелевая ей идти к своим мощам. Она послушалась слов его, пошла в обитель и, будучи еще в дороге, укрепилась ногами своими, а у цельбоносных мощей преподобного стала здорова и рассудком своим, молитвами преподобного.»

12. «1687 года 13 апреля. Города Осташкова Патриаршей слободы крестьянин Иван Лазарев, сын Нехорошев, илли по другому прозванию Плешков, пред игуменом Ниловой пустыни Пахомием и пред строителеи Адрианом заявлял: «Еще в детстве, когда мне было 8 или 9 лет, жил я с зятем своим, пономарем Иваном Ивановым Поповым во Ржевском уезде, в селе Хвошне, годов 25, а питался портным ремеслом. В прошлом 1686 году, со Светлого Христова Воскресения от хмельного жития видимо являлись мне демоны и две недели день и ночь мучили меня голодного без пищи и пития, и от этого их мучения я в беспамятстве своем бился, отбивал себе руки и ноги; бросался в воду и бегал в лес; а знакомые и родственники, чтобы удержать меня от побегов, сковывали меня и связывали. Замученный, еле живой, я пробыл до вторника Великого поста 1687 года. Со вторника на среду в ночи в сонном видении явился мне инок; украшенный сединами, и повелел мне идти на Столобное и молиться в Троице славимому Богу и Пречистой Богородице. И как я, Лазарев, спросил его: «Господине, кто ты такой?» - Явившийся сказал мне: «Я Нил Столобенский». И вдруг видится мне, Лазареву, что я нахожусь уже в обители его в церкви Богоявления, стою у западной стены и смотрю на его чудотворцеву раку, но подойти к раке не смею, по причине недостоинства, так как от ночного искуса находился в оскверненной одежде; а он, чудотворец, к себе меня приглашает и говорит: «Когда осквернению тому будешь верить, то оно и от Бога отлучит». После сего я, Лазарев, подошел к нему, и он подошедшего меня благословил, а сам стоял на игуменском месте; а потом с клироса с игуменского места сошел и пошел около правого клироса к раке, а у раки стоят два человека в белой одежде — оба молодые. От этого видения мне, Ивану, болезнь несколько облегчилась, и я обещался идти на Столобное молиться; но, по причине беспечности своей, замедлил и в тот же Великий пост в Лазареву субботу в селе Вселуках у священника Василия исповедался и причастился пречистых Христовых Тайн и отправился в Осташков для исполнения обещания своего, наняв довезти себя крестьянина помещика Жеребцова Мирона Борисова. По дороге, за умедление исполнением обещания, опять напала на меня та же болезнь и устрашение от бесов: бесы, идучи за мной, говорили вслух: «Утопили бы мы его в реке или в озере, да не можем, по причине частицы, которую он от отца своего духовного принял». И, довезя меня, Лазарева, до Осташкова в 1687 году 10 апреля, помянутый крестьянин дал мне вкусить малую часть хлеба для подкрепления; но я, в безумии своем, частицу от того хлеба уронил под ноги. Увидев это, демоны говорили между собой: «Частичку уронил и потоптал; но это не та, что в нем, и потому не можем над ним своего желания исполнить». Таким образом, быв сохранен от диавольских козней по причине причащения Святых Тайн, пришел я на Столобное к преподобному Нилу и, по отправлении о здравии моем молебна, получил совершенное исцеление.»