Высокопреосвященнейший Виктор, Митрополит Тверской и Кашинский,
Глава Тверской митрополии, священноархимандрит Нило-Столобенской пустыни

    "Впереди предстоят колоссальные работы, чтобы возвратить бывшее благолепие сего благословенного и укрепленного молитвами преп. Нила Столобенского уголка. Таких намоленных уголков теперь осталось немного, и они должны стать заповедными, а чтобы это свершилось, необходимо возродить великое свойство русского православного народа - его любовь ко Христу, включающую в себя любовь к Святым Божиим Церквам. Ведь мы знаем, что в своем огромном большинстве русские православные люди жили в избах, крытых соломой, - а храмы они созидали как дворцы. Ограничивали себя в бытовых условиях, но зато покрывали храмы вызолоченными куполами, а иконостасы, как и прочие предметы церковного обихода, сооружали из самого драгоценного материала.

Так наш русский народ, движимый любовью ко Христу, не жалел никаких средств в своих пожертвованиях на Церковь. Поэтому таковых можно сравнить с той евангельской женой, которая разбила алавастровый сосуд с драгоценным миром и излила на голову Христу, на удивление неверующих и не любящих Христа людей.

Среди жертвователей были и таковые, которые отдавали Церкви все, что имели, как говорится, последнюю копейку. Таковых сравнивают с другой евангельской женщиной, с той вдовой, которая опустила в церковную кружку две лепты, на что Господь ответил, что она отдала все, что имела...

... и в настоящий, весьма трудный момент существования, хотелось бы, чтобы вновь появились мужи русские, подобные этим русским православным людям, о которых я говорил. И дай Бог, чтобы святая обитель возродилась, а за все доброе, благое и, конечно, совершенно истинную оценку всех этих трудов получим из уст нашего Господа на Страшном Суде Его. Святая же обитель будет считать своей священной обязанностью молиться за тех, кто своими пожертвованиями участвовал в возрождении Святой обители.

Митрополит Тверской и Кашинский ВИКТОР

 

 

Биография

    Родился 21 сентября 1940 г. в г. Почаеве Кременецкого р-на Тернопольской обл. в семье рабочего.

В 1962 г. окончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1966 г. — Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия за работу «Учение святителя Афанасия Великого о человеке».

2 января 1966 г. митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Виктор в честь мученика Виктора (память 13 февраля).

6 января 1966 г. архиепископом Тульским и Белевским Алексием (Коноплевым; впоследствии митрополит Калининский и Кашинский) рукоположен во иеродиакона, а 22 октября 1967 г. — во иеромонаха.

В 1968-1978 гг. — ключарь Екатерининского кафедрального собора в г. Краснодаре, затем — Троицкого кафедрального собора в г. Калинине. В марте 1982 г. назначен настоятелем этого собора и секретарем Калининского епархиального управления.

В 1969 г. возведен в сан игумена, в 1974 г. — в сан архимандрита.

Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 30 ноября 1988 г. определен епископом Калининским и Кашинским.

3 декабря 1988 г. в Богоявленском Кафедральном соборе г. Москвы наречен во епископа Калининского.

4 декабря 1988 г. за Божественной литургией в Богоявленском соборе митрополиты Ростовский и Новочеркасский Владимир, Кишиневский и Молдавский Серапион, архиепископы Оренбургский и Бузулукский Леонтий, Свердловский и Курганский Мелхиседек, Ярославский и Ростовский Платон, Костромской и Галичский Иов, Курский и Белгородский Ювеналий, Винницкий и Брацлавский Агафангел, епископы Владимирский и Суздальский Валентин, Пензенский и Саранский Серафим совершили хиротонию архимандрита Виктора во епископа Калининского и Кашинского.

С 19 июля 1990 г. — Тверской и Кашинский.

25 февраля 1996 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал №174) назначен главой Тверской митрополии. 

8 января 2012 г.  возведен в сан митрополита.

Образование:

1962 г. — Ленинградская духовная семинария.

1966 г. — Ленинградская духовная академия (кандидат богословия).

Научные труды, публикации:

Учение святителя Афанасия Великого о человеке (кандидатская диссертация).

Награды:

Церковные:

  • 1980 г. — орден св. равноап. князя Владимира II ст.;
  • 1990 г. — орден св. блг. князя Даниила Московского II ст.;
  • 1997 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2000 г. — орден свт. Иннокентия Московского III ст.;
  • 2005 г. — орден прп. Серафима Саровского II ст.;
    • 2008 г. — орден свт. Алексия Московского III ст.;
      • 2010 г. — орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • орден апостола Марка III ст. Александрийской Православной Церкви.;
  • 2015 г. — орден прп. Серафима Саровского I ст.

 

 

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ТВЕРСКОГО И КАШИНСКОГО ВИКТОРА КЛИРУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И МИРЯНАМ ТВЕРСКОЙ И КАШИНСКОЙ ЕПАРХИИ

 

Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных. 
Пасха, двери райския нам отверзающая…
/Стихиры праздника Пасхи/

Возлюбленные о Воскресшем Спасителе
всечестные священники и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры во Христе!
Сегодня все мы, по древней церковной традиции, приветствуем друг друга прекрасными, полными ликующей радости, словами. И эти глубокие слова я обращаю ко всем вам:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Господь наш Иисус Христос говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Евангелие от Иоанна 14:6). И для верующих людей нет и не может быть никаких сомнений: Господь показывает нам истинный путь. В следовании за Ним, в исполнении святых Христовых заповедей мы обретаем истинное, ни с чем не сравнимое счастье. Однако люди неверующие порой задаются вопросом: «а почему я должен исполнять какие-то заповеди, ведь можно жить так, как хочется?» Действительно, человек сотворен свободным. Он может верить или не верить в Бога, следовать Его законам или отрицать их. Но все это не отменяет одного исторического факта – ради нас с вами, ради всех людей, Предвечный и Всемогущий Бог стал человеком, жил на земле, был жестоко унижаем, распят на Кресте и Воскрес в третий день. Чудом Своего Воскресения Спаситель уничтожил смерть. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Сила смерти и подлинность смерти – в том, что умерший уже не имеет возможности вернуться к жизни… Если же он после смерти оживет, и притом лучшею жизнию, то это уже не смерть, но успение». Иными словами, Своим Воскресением из мертвых Господь Иисус Христос дарит нам бессмертие. Неужели кто-то, будучи в здравом уме, готов отказаться от этого дара?
Если же Господь так много сделал для нас, чем мы можем угодить ему? На этот вопрос отвечает святитель Григорий Богослов: «Принесем же дары Пострадавшему за нас и Воскресшему. Может быть, вы думаете, что я говорю о золоте, или о серебре, или о тканях, или о прозрачных и драгоценных камнях… Нет, принесем самих себя… Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам». 
2017 год связан с воспоминанием событий столетней давности, кардинально изменивших историю и жизнь нашего Отечества. Мы знаем, насколько сложными и трагичными стали для России последующие годы – гражданская война, голод, гонения на Церковь, и в результате – многие тысячи новомучеников – верующих людей, мужественно принявших смерть за веру во Христа. Размышляя об этом, мы явственно осознаем, что общество, построенное на противлении Богу и Его заповедям, обречено на саморазрушение. 
В том же 1917 году произошло очень важное событие в жизни Русской Православной Церкви – после почти 200-летнего перерыва в России было восстановлено Патриаршество. Церковь тогда возглавил наш земляк, уроженец Торопецкого уезда, святитель Тихон, которого мы сегодня почитаем в лике святых как нашего молитвенника и заступника. 
Мы знаем, как много делает для Церкви ее нынешний Предстоятель - Святейший Патриарх Кирилл. И жители Верхневолжья получат удивительную возможность помолиться вместе со своим Патриархом во время празднования 350-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского в монастыре Нилова пустынь 9 июня этого года. Надеюсь, что все мы в молитвенном общении в день славного юбилея засвидетельствуем слова апостола Павла: «Благотворения же и общения не забывайте, ибо таковыми жертвами благоугождается Бог» (Послание к Евр. 13, 16).
Молитва вместе с Предстоятелем – это видимый знак единства нашей Церкви. Это знак того, что Церковь наша – это не только древний исторический институт, но живой организм, в котором обретается Сам Господь Иисус Христос, говоривший: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Евангелие от Матфея 16:18). 
С искренней Пасхальной радостью я обращаюсь ко всем вам: будьте достойны высокого звания православных христиан! Делитесь со своими ближними неизреченной пасхальной радостью! Приветствуйте друг друга вечными словами: 
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
И от всего искреннего сердца, наполненного любовью и верой, будем отвечать, что:
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
ВИКТОР, Митрополит Тверской и Кашинский 
Воскресение Христово 
Тверь 2017 год.