19 января православный мир празднует событие Крещения Господня, Богоявления – один из древнейших христианских праздников. 

   Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

   Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).

   В  ночь с 18 на 19 января митрополит Тверской и Кашинский Виктор совершил богослужения праздника Крещения Господня - Великое повечерие, утреню и литургию святителя Василия Валикого - в Богоявленском соборе мужского монастыря Нило-Столобенская пустынь Осташковского района, где Владыке  сослужили наместник обители архимандрит Аркадий (Губанов) с братией.

   По окончании литургии митрополит Виктор совершил Великое освящение воды. По завершении чина освящения правящий архипастырь поздравил верующих с великим праздником Богоявления и обратился с проповедью о событии Крещения Господня во Иордане, когда открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах - Пресвятой Троице.

   Накануне праздника Святого Богоявления митрополит Тверской и Кашинский Виктор возглавил всенощное бдение в Богоявленском соборе г. Вышнего Волочка в сослужении благочинного Вышневолоцкого округа протоиерея Василия Киричука,  духовенства собора.

   По окончании богослужения Высокопреосвященнейший Владыка поздравил верующих с праздником Богоявления, рассказав о важности празднуемого ныне события.

***

   Крещение Господа нашего Иисуса Христа - один из великих двунадесятых праздников, который празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое торжество - праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все три лица Пресвятой Троицы. В вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении, из отверстых небес «Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лк. 3, 22) и был слышен голос Бога Отца, «глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 22).

   Святая Церковь еще с апостольских времен празднует день Святого Богоявления, заповедуя в своих постановлениях так: «да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество».

   В праздник Богоявления водоосвящение называется великим по особенной торжественности службы, проникнутой воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

   Праздничное освящение воды ведет свое начало от традиции Церкви Иерусалимской, где уже в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан для воспоминания крещения Спасителя совершением водоосвящения. Издревле и в Церкви Русской, подражая традиции Иерусалимской, совершается в дни навечерия и Богоявления торжественное водосвятие. Благочестивые прихожане стремятся в эти дни запастись святой водой на целый год, чтобы хватило до следующего Крещения, а, приходя домой, окропляют свои жилища святой водой, сообщая им, таким образом, благодать великого праздника.

По материалам сайта Тверской епархии.