С незапамятных времен во многих селах и городах земли русской в разные периоды истории народной жизни появлялись местночтимые святыни или реликвии, которым здесь, преимущественно перед другими краями, воздавалось благоговейное почитание народом. Эти народные традиции, рождались, как правило, в связи с подвижнической жизнью кого-либо из святых, местно прославившихся, или с монастырями и храмами, создававшими свой благоприятный духовный микроклимат. Более всего в народе почитались места, отмеченные явлением чудотворных икон Спасителя, Божией Матери или святых угодников Божиих, так как для православного христианина икона не просто изображение любимого святого или памятного события, но есть «умозрение в красках».

   С помощью зримого образа христианин соприкасается с миром невидимым, восходит от образа к Первообразу. Также икона имеет в себе и вероучительное начало: с древнейших времен ее называли «богословием в красках», «Библией для неграмотных», «бессловесной проповедью», «Евангелием в красках». Поэтому святитель Василий Великий пишет:«молчаливая живопись то же что и слово Евангелия для слуха», асвятой Нил Синайский (IV в.) советует:«Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому».

   Среди множества явленных и чудотворных образов особой любовью в народе пользовались образы Пресвятой Богородицы. Каждому знакомы образы Казанской, Владимирской, Иверской, Смоленской, Тихвинской, Державной и множества других изображений Небесной Царицы. Православие знает более 700 чтимых изображений Приснодевы. И это неудивительно ведь почитание Божией Матери имеет Евангельское основание. Дева Мария в разговоре с Елисаветой восклицает: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48).

   Особо чтимой святыней для жителейСелижаровского района стала Оковецкаяикона Божией Матери, явившаяся в 1539 году на Пырошенском городище разбойникам.

   Из «Сказания об Оковецкой иконе» мы знаем, что местные жители пытались отыскать икону, думая, что она указывает на клад, но святыня оставалась сокрытой. Тогда послали за священником, и крестный ход к месту явления возглавил инок Стефан, и 25 мая 1539 года, на Троицу, были обретены «Чудотворный Крест Честных Страстей Господних на железе, меньше пяди, сверху к сосне гвоздем прибит высоко» и икона Пречистой Богородицы Одигитрии с предстоящим Николаем Чудотворцем. Когда инок спустился с дерева и ступил на землю, «в ту же пору словно буря или сильный вдруг налетевший ветер прошумел. И тотчас был свет необычный».

   Первым чудом, явленным милостью Царицы Небесной, было исцеление ног крестьянина Мартьяна по прозвищу Гребень.Весть о случившемся была направлена Московскому митрополиту, в документах подробно описаны обстоятельства явления икон и засвидетельствованы сотни исцелений от недугов. Крестным ходом святыни были принесены в Москву, где их встречали царь Иоанн Грозный с боярами и митрополит Иоасаф с сонмом духовенства. Шесть месяцев иконы находились в Успенском соборе Московского Кремля.«Велико бывает Божие милосердие от чудотворной иконы в Москве, но не так, как на том святом месте, Пырошенском городище», говорится в «Сказании».

   11 (24) июля принято решение вернуть иконы в Оковцы и вынесено соборное определение о почитании Оковецкой иконы явленною и чудотворною.«И велел государь: на том месте, где на дереве явился Крест Честной, поставить церковь Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня. На месте же, где на древе явилась икона Пречистой, поставить церковь о двух верхах — во имя Пречистой Богородицы Одигитрии, в приделе же устроить престол Николая Чудотворца. А те деревья велел ссечь, да престолы поставить на пнях от тех сосен. И сбылось все...»

   Прошло вот уже 476 лет с описываемых событий, в Оковцах и поныне стоит величественных храм в честь Смоленской иконы Божией Матери, воздвигнутый на месте явления чудотворного образа, утраченного ныне. Но милосердие Божие не лишило нас святыни, потому что сам храм являет нам икону Царицы Небесной и Оковецкого Ее образа, сохраняет в веках память и о явлении Креста Господня. Если мы посмотри на любой из списковОковецкой иконы, дошедших до нас, то увидим Смоленскую икону Богоматери с предстоящим Николаем чудотворцем. А на иконе, изображающей явление Оковецких чудес, на одном из древ увидим и Честный Крест Господень. Так и удивительный храм в древних Оковцах имеет четыре придела: центральный – в честь Смоленской иконы Божией Матери, правый – посвящен святителю Николаю, зимний – происхождению Честных Древ креста Господня, а в 1905 году после реконструкции в храме появился и придел в честь великого святого того времени преподобного Серафима Саровского. Чудо незримого присутствия нашей Заступницы Усердной в жизни каждого человека продолжается и поныне, что мы явно видим в Оковцах, где, хотя и не сохранилась та явленная икона, Богоматерь пребывает пребывает и поныне в Своем храме.

   Наш современник протоиерей Геннадий Фаст, священник Успенского кафедрального собора Енисейска (Красноярский край) говорит: «Богородица – великая молитвенница и наша духовная Матерь. Слова, услышанные апостолом Иоанном от Христа – «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27) – мы относим и к себе. Ее молитва имеет большую силу. Когда Моника, мать блаженного Августина, плакалась епископу о том, что ее сын ведет беспутный образ жизни, он сказал ей, что дитя таких слез погибнуть не может. То есть даже слезы земной матери бывают такими, что ее сын не может погибнуть, хотя до поры идет не спасительным путем. Богородица плачет о каждом христианине и молится Господу обо всех, кто прибегает под Ее покров. И мы тоже надеемся, что дети Ее слез погибнуть не могут».

   В этом году впервые в истории возрожденной Смоленской церкви накануне праздника (23 июля, начало в 17-00)Оковецкой иконы Божией Матери в ней пройдет Всенощное бдение, которое возглавит митрополит Тверской и Кашинский Виктор. По традиции, с 2003 года, 24 июляпраздничная архиерейская служба будет совершатся на улице на Святом ключе, а Преображенский храм, расположенный рядом с ним, станет в этот день алтарем.

   В этом году для православных верующих Селижаровского района будут организованы бесплатные автобусы от храма святых апостолов Петра и Павла (пгт Селижарово, отправление в 8-00) и от Крестовоздвиженского храма (п. Селище, отправление в 7-30) до святого ключа и обратно. Приглашаем всех разделить радость о милости Божией – явлении чудотворных икон Животворящего Креста и Божией Матери Оковецкой.

 

   Иеромонах Герман (Фисенко), начальник Спасо-Преображенского скита Нило-Столобенского мужского монастыря, настоятель Смоленской церкви д. Оковцы.