Проект реализуется Санкт-Петербургским центром гуманитарных программ в рамках Общественно-просветительской программы «Преемственность», способствующей актуализации памяти и осознанию ценности малой Родины: устроители считают, что именно сейчас на незаслуженно забытые исторические города возложена важная для современности функция – функция хранителей и репродукторов культурной памяти об истоках.


   Идея устройства серии пленэрно-выставочных проектов под общим названием «Русская Атлантида» родилась в Калязине, где и располагается главный смысловой символ, всем известная Калязинская колокольня – единственное уцелевшее строение затопленного старинного города. Первоначальный замысел был в том, чтобы максимально широко раскрыть тему утраченных памятников истории и культуры, пострадавших во время строительства гидротехнических сооружений. Развивая работу над проектом мы пришли к осознанию того, что необходимо раскрывать тему гораздо шире, донося до широкой аудитории максимально выпукло всю сложную духовно-нравственную апокалипсическую сущность советского богоборчества, требующего сегодня исторического осмысления, осуждения и принуждения к широкому общественному покаянию. Богоборчества, деформировавшего сами фундаментальные гуманитарные основы русского общества, гробившего не только материальную культуру, деревни и города, монастыри, храмы, но и поправшего нормы традиционного православного общежития, покрывшего позором бесчестия и вероотступничества многие поколения заблудших людей, исковеркавшего миллионы душ и человеческих судеб.
   Пленэрно-выставочный проект «Русская Атлантида» имеет весьма широкую географию и воплощается непрерывно, из года в год, вовлекая в творческое сотрудничество все новых и новых мастеров кисти, работающих в жанре пейзажной реалистической живописи. По словам Виталия Васильевича Васильева, директора Санкт-Петербургского центра гуманитарных программ и руководителя проекта «Русская Атлантида», в 2013-2016 гг. в проекте приняли участие более двухсот живописцев из более 30-ти городов России, Крыма, Украины, Белоруссии, Латвии и США. По результатам пленэрной работы уже написано более 2000 живописных полотен, проведено более двух десятков итоговых показов, и несколько долгосрочных отчетных выставок в Твери и Санкт-Петербурге. Предстоящие в сентябре 2016 года отчетные выставки в Милане и Неаполе окончательно утверждают «Русскую Атлантиду» в международном статусе.
   В 2016 году количество участников проекта еще более увечилось, расширилась география пленэров и количество городов, из которых приезжают живописцы. Но Тверская область, по-прежнему, остается центром творческой экспедиционной работы. Так прошедшей весной с 1 марта по 12 мая художники проекта провели на Тверской земле. По благословению настоятелей монастырей пленэристы с творческим визитом посетили монастырь Нило-Столобенская пустынь (г. Осташков), Борисоглебский монастырь (г. Торжок), Свято-Успенский монастырь (г. Старица), Антониев монастырь (г.Красный Холм). По приглашению главы Калязинского района живописцы смогли работать в Калязине, Кашине и в Угличе.
   По мнению большинства участников и устроителей – тверской пленэрный заезд был очень продуктивным: около семидесяти живописных полотен остались в коллекции православных обителей, и более шестисот этюдов и картин художники увезли с собой, чтобы познакомить жителей своих родных городов с уникальными памятниками истории, культуры, архитектуры и живописными местами Тверской области.
Пленэр в Осташкове открывал творческий марафон 2016 года. По благословению архимандрита Аркадия Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ совместно с Тверским отделением Союза художников России и Петровской Академией наук и искусств с 1 по 10 марта провели пленэр-тур в Нило-Столобенской пустыни для десяти живописцев проекта «Русская Атлантида». Самой многочисленной была группа из Санкт-Петербурга: заслуженный художник России Емельянов В. А., члены Союза художников Чуднов В. М., Александровский А. А., Берлизева И. В., Киргизова Т. Ю. и Колобова М. А. Московский регион был представлен двумя живописцами – Зеленецким П. В. (г. Коломна) и Мусихиной Д. А. (г. Москва). Ещё два представителя – супружеская пара Вилковых, – приехали из города Сердобск. Надо сказать, что Александр Александровский и Владимир Чуднов не первый раз писали обитель и помнят ещё те времена, когда монастырь был в руинах. Тем отраднее им было констатировать современное состояние монастырского ансамбля Ниловой пустыни, осознавать, сколько трудов прилагают настоятель, братия и насельники монастыря для воссоздания святого места.
   Рабочая программа пленэра проходила без выходных: каждый день с зарёй и до последних лучей солнца художники писали с натуры. После ужина работа продолжалась: отец Аркадий благословил использовать пустующие комнаты будущего музея под временную мастерскую, где живописцы заканчивали этюды, обсуждали работы друг друга, делились опытом, рисовали портреты насельников и просто общались.
   Важной частью пленэрной работы явилась культурная программа: художники проекта смогли ознакомиться с уникальной экспозицией монастырского музея, посетили Крестовоздвиженскую церковь где познакомились со своими коллегами- реставраторами, занимающимися восстановлением внутреннего убранства храма. Надо сказать, что жизнь в монастыре, – особый духовный уклад и возможность общаться с монахами, трапезничать совместно с братией, слушая чтение жития святых, – откладывает свой отпечаток на работу и обиход художников: большая часть живописцев посещала службы, а трое из них впервые в жизни предстали на исповеди.
   Стоит отметить и бытовую составляющую, как существенную часть пленэрной работы, от которой в немалой степени зависит творческий настрой и общее психофизическое состояние художников, а значит и качество картин: живописцы отмечают, что условия проживания и питания были на самом высоком уровне, что высвободило большое количество времени для творчества.
   На открытие итогового показа, где художники представили свои работы, пришли насельники монастыря, горожане и представители Осташковских средств массовой информации. Надо сказать, что качество проекта было бы значительно скромнее, если бы не помощь и консультации квалифицированных специалистов. Художественный совет проекта составляют такие известные деятели культуры как Народный художник России Павел Никонов, Заслуженные художники России Николай Желтушко, Борис Сергеев и Николай Давыдов. Главное художественное руководство осуществляют Заслуженный художник России Людмила Юга и автор-руководитель проекта, Заслуженный работник культуры РФ Виталий Васильев.
   Финалом весенне-летнего сезона «Русской Атлантиды» станет выставка в Тверском городском музейно-выставочном центре в августе 2016 года. Далее экспозиция будет представлена в Санкт-Петербурге, в Выставочном зале Петербургского СКК (ноябрь 2016) во время выставки «Православие 2016». В рамках чествования своего 10-летия со дня основания АНО «Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ» выедет в Италию (г. Безана, с 17-25 сентября 2016 г. и г. Бари, с 27 сентября по 5 октября), где компания номинирована на Интернациональную премию Искусства и Культуры «Аркобалено». Акцию устраивают лидеры Международного культурного центра «Bottega dell’Arte», президент Марко Бузони, художественный руководитель Джерри Скаккабароци, почетный президент Сильвано Валентини. Куратор проекта с итальянской стороны педагог и живописец Алена Худолей. Важно отметить, что заявочная форма экспозиции проекта «Русская Атлантида», куда войдут пленэрные работы живописцев, вызвала настоящий восторг итальянских партнёров.
В заключении хотелось бы отметить, что организаторы и живописцы надеются, что их работа, выставки и творческие встречи, по мимо радостей эстетического свойства, еще и будут способствовать исполнению важной просветительской миссии – служить духовно-нравственному оздоровлению общества, привлекать внимание руководства страны и социально-ответственных сограждан к необходимости возрождения и сбережения уникальных памятников истории и культуры, вовлекать малые города в туристические маршруты и инициировать государственные программы развития регионов.


Информация предоставлена Санкт-Петербургским центром гуманитарных программ