DSC0002 sdfghhjgh

14 августа 2019 года, в среду седмицы 9-й по Пятидесятнице, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня и день празднования памяти семи мучеников Маккавеев (166 до Р.Х.), в Богоявленском соборе Нило-Столобенского монастыря была совершена Божественная литургия по чину святителя Иоанна Златоуста. Богослужение возглавил наместник Нило-Столобенской пустыни архимандрит Аркадий (Губанов) в сослужении братии святой обители.

По окончании богослужения наместник совершил чин освящения меда и обратился к молящимся с проповедью, в которой объяснил значение святыни честных древ Животворящего Креста Господня, и поздравил с началом Успенского поста.

Главный праздник этого дня –Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня, который был установлен еще в IX веке в Константинополе, «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе». В этот день износили Честное Древо Креста из царской сокровищницы, освящали улицы города и «с настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения» (из греческого часослова XIX века).

На Медовый Спас принято приносить в храм для освящения мед нового сбора, мак, лекарственные травы – все, чем плодоносен август.

Благочестивая традиция есть в этот день у пасечников – раздать по кусочку соты с медом детям и нищим. Кулинарные традиции Медового Спаса не могут не радовать сладкоежек: в этот день пекут постные медовые пряники, коврижки, постные блины с медом, медовый квас, варят медовуху (кстати, употребляли ее на Руси в это время и как лекарство от хворей).

Существует еще одно название праздника 14 августа – Маковей, в народе – Маковый Спас. В церквях вспоминают семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией. Известно, что в 166 году до н.э. династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали еврейские религиозные практики. И снова на языковом уровне получилось «сращение» народного обычая (с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой) и церковного праздника.

Почему Медовый Спас называют еще «Спасом на воде»? Существует тоже вполне бытовое объяснение: в этот день чистили старые и освящали новые колодцы, водоемы и святые родники. После крестного хода купались люди «для очищения от грехов» и купали весь свой домашний скот. После так называемого «Мокрого Спаса» крестьяне уже не купались.