anastasij gribanovskij da voskr

Смиренный Анастасий Божиею милостию Епископ Кишиневский и Хотинский нашим возлюбленным чадам о Господе. Благодарение Господу, паки победители нас творящему!

Пал Эрзерум под ударами наших доблестных войск, Крест еще раз восторжествовал над мусульманским полумесяцем! Вся Россия трепещет ныне под впечатлением этого славного события. Радуемся и мы с вами, дорогие братия и чада, видя в этом новом торжестве нашего оружия на Востоке залог благословения Божия для нашего христолюбивого воинства и в других местах нынешней великой брани – в особенности на ближайшем к нам т. н. Буковинском фронте.

Там в самоотверженном подвиге наших героевъ-воинов творится ныне тайна искупления нашего дорогого Отечества и нашего родного Бессарабского края.

Туда устремлены невольно наши взоры и наши сердца. Будем же споборать нашим мужественным защитникам своими неусыпными, горячими молитвами, терпением в испытаниях и непоколебимой надеждой на наше светлое победоносное будущее.

Помятуя величайшую жертву жизни, которую они приносят за нас в настоящее время, будем готовы в свою очередь пожертвовать для них всем, что только может облегчить их тяжкую страдальческую долю.

Принесем им жертву за жертву и воздадим им любовь за любовь. Если мы видим воина изнуренным, алчущим, жаждущим, лишенным крова, поспешим раздробить с ним свой хлеб и оказать ему свое гостеприимство по Заповеди Христовой.

Пусть нам самим пришлось бы перенести ради этого стеснения и лишения – не будем скорбеть об этом. Ибо если наши ратоборцы отдают за нас свою душу, велико-ли, если пожнут у нас телесное? (1Кор. IX, 11).

Со особенным усердием мы должны послужить им, если можем, в устройстве окопов, укреплений, доставлении перевозочных средств, так как чрез это мы сами становимся живыми участниками в великом и священном деле защиты Отечества.

Если же мы хотим исполнить до конца свой долг пред страстотерпцами-воинами, то мы обязаны позаботиться не только об них самих, но и об обезпечении их семей и в особенности о призрении их покинутых безпомощных детей; этого требует от нас одинаково и долг милосердия и успех самого военного дела. Верно слово Апостола, который говорит: Никто же воин бывая, обязуется куплями житейскими (2Тим. 11,3–5).

Если мы хотим, чтобы наши доблестные герои безтрепетно и самоотверженно проходили великое поприще нынешней мировой борьбы, мы обязаны освободить их дух от семейных попечений и сказать им: «творите, дорогие братья, ваше великое и славное дело на поле брани и не озирайтесь вспять: мы усыновляем себе ваших детей и не допустим, чтобы они были оставлены и просили себе хлеба». И воины безбоязненно пойдут вперед, презирая опасность и смерть.

Так мы должны сказать, так мы должны и сделать. Благословенная мысль нашего возлюбленного брата и предместника по Кишиневской кафедре, Высокопреосвященного Архиепископа Платона, о создании обширного Бессарабского Приюта для детей павших воинов должна получить свое полное осуществление. Вы помните, сколько раз он, присный вам Архипастырь, со слезами заповедал вам не забыть малых сих вашим любвеобильным попечением, и по истине безответны были бы мы с вами пред Богом и своею совестию, если бы не соблюли его святительского завета, который должен отныне стать священным обетом всего Бессарабского края.

Впрочем, многие из вас уже явили богатство своего радушия в этом святом деле, будучи доброхотны по силам и сверх сил (2Кор. VIII, 2–5). Благодаря Вашему щедролюбию, уже положено ныне основание детскому приюту, и более 60 несчастных сирот там возносят ежедневно за вас свои чистыя молитвы, соединяя имена своих благодетелей с дорогим для них образом их отцов и матерей.

Но это только начало того благодетельного учреждения, которое должно возрастать каждый день в меру наростающей нужды. Ведь каждый новый кровопролитный бой умножает число безпризорных солдатских сирот, и они стучатся – эти кроткие страдальцы-дети в двери юного Бессарабского Приюта и одновременно в двери нашего сердца в надежде, что те и другия не закроются пред ними.

Будем же ежеминутно помнить о них и не дадим очам своим сна и веждям своим дремания, пока не создадим для детей почивших героев такого убежища, которое бы отвечало вместе требованиям нынешней нужды и достоинству самой Бессарабии, издавна славившейся широтою своего православного сердца.

Мы все без различия сословий, званий и состояний должны слиться воедино в этом святом деле, ибо таков наш общий долг пред Богом, Царем и Его доблестным христолюбивым и победаносным воинством.

Не для того-ли Бог хранил до сих пор нас от опустошительного нашествия неприятеля, чтобы мы, имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело и воздавали Ему благодарение чрез дела благотворения? (2Кор. IX, 9–11).

Итак, богатые и бедные, жители городов и поселяне, пастыри и пасомые – молим вас именем Господа Иисуса Христа, обнищавшого нас ради, – приложите ваша сердце к этому человеколюбивому начинанию и оно совершится Вашим попечением, Вашей любовию, наипаче же благословением Божиим, почивающим на всяком деле христианской любви и милосердия.

«Братие, благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь» (Евр. XIII, 16).

Источник: Воззвание Преосвященного Анастасия. / «Кишиневския Епархиальныя Ведомости». Отдел неофициальный. № 8. – 21 Февраля 1916 года. — Кишинев: Епархиальная Типография, 1916. — С. 161-164.