1 0S5KYFnbme785jvcUJRnAA

Рассматривается комплекс источников личного происхождения (дневники, воспоминания, путевые заметки и др.) о народном образовании Верхнего Поволжья в конце XIX - начале XX в., играющий важную роль при изучении истории народного просвещения Российской империи обозначенного периода. Анализируются источники, посвященные разным ступеням народного образования: церковно-приходским школам, гимназиям, высшим учебным заведениям. Внимание автора обращено на дневники и воспоминания высших государственных чиновников, которые были либо инициаторами реформ народного образования, либо воплощали их в жизнь.

Большую ценность для изучения истории народного образования Верхнего Поволжья XIX в. представляют источники личного происхождения - воспоминания, путевые заметки, дневники. Прежде всего стоит отметить, что основные направления правительственной политики в области просвещения раскрывают воспоминания и дневники министров народного просвещения и других государственных деятелей [1, 2]. Они показывают как мыслилась и осуществлялась основная линия правительственной политики в указанное время. Этими качествами данные источники личного происхождения интересны при раскрытии нашей темы.

Остановимся на характеристике региональных источников личного происхождения. Среди них заслуживают внимания воспоминания о среднем духовном образовании Верхнего Поволжья выпускника Владимирской семинарии С. Архангельского. Предмет его повествования - учебно-воспитательный процесс семинарии, рассматриваемый в непосредственной связи с педагогической деятельностью преподавателей и руководителей семинарий первой половины XIX столетия [3]. Мемуары Н.И. Соловьева и А. Ключарева [4-6] посвящены функционированию Владимирской семинарии в середине XIX в., а о Ярославской семинарии имеются сведения в воспоминаниях А. В. Смирнова. Эти источники раскрывают реформу средней школы духовного ведомства середины XIX столетия, повествуют об учебном процессе, преподавателях и о быте семинаристов.

Неизвестный автор «Дневника бурсака» [7] раскрыл быт и жизнь воспитанников той же Владимирской семинарии во второй половине XIX в., дал оценку деятельности педагогов данного духовного учебного заведения. Интересен взгляд на эти же события с другой стороны - с точки зрения инспектора Владимирской семинарии Евлогия (Георгиевского), который отразил проблемы среднего духовного образования в своих мемуарах [8].

Сохранились записки педагога А. А. Великополь-ского, в которых он вспоминает о своей работе в качестве преподавателя в Рыбинском уезде на рубеже XIX-XX в. В записках автор рисует свой идеал педагога: «Учитель должен дать методы и приучить детей к самостоятельной работе. Никаких наказаний, ни физических, ни нравственных. Учитель должен всегда говорить правду и личным примером подтверждать свои слова. Меньше запрещений, больше свободы и любви» [9. С. 35]. Мемуарист говорит здесь о тех педагогических принципах, с которыми он собирался приступить к работе в школе, однако реальная действительность нередко вносила в идеальные стремления свои коррективы.

Значительные фрагменты из дневников костромских педагогов XIX в., повествующие обо всех сторонах школьной жизни и учительского быта, проблемах и сложностях тернистого пути учителя, были опубликованы спустя век в качестве одной из частей коллективной монографии [10].

Для сравнения и сопоставления с мемуарными источниками по истории народного образования Верхнего Поволжья XIX столетия в работе были использованы воспоминания и дневники учеников и учителей других регионов Российской империи. Воспоминания выпускников семинарий Н. Гилярова-Платонова, М. Гурьева, С. Сычугова [11-13] показывают различные стороны жизни отечественных учебных духовных заведений первой половины XIX в.

Интересные воспоминания о работе в подмосковной земской школе оставил С. Константинов. Автор рассказывает о своих педагогических приемах, материальных проблемах, с которыми он столкнулся в бытность земским учителем. В воспоминаниях подчеркивается необходимость развития именно земской школы [14].

Обучению в Московском коммерческом училище в 1831-1838 гг. посвящены воспоминания бывшего выпускника данного учебного заведения, подписавшего свои мемуары псевдонимом «С-въ» [15]. Воспоминания написаны ярким, живым языком, интересны в прочтении и содержат в себе массу мелких подробностей, точно и достоверно характеризующих течение учебного процесса в средней школе первой трети XIX столетия. Так, по отзывам мемуариста, в Московском коммерческом училище «...учился только тот, кто хотел; за леность почти никогда не наказывали или наказывали несравненно слабее, чем за самые извинительные шалости. В последнем высшем классе, где по программе следовало бы проходить историю французской литературы, попадались воспитанники, которые не знали. французскую азбуку... По русской словесности задавали нам писать философские рассуждения о бессмертии души, а многие из нас делали грубые ошибки даже в правописании.» [Там же. С. 727].

О сельской школе в российской глубинке конца XIX - начала ХХ в. рассуждает в своих воспоминаниях В. Флеров. Он указывает на тяжелое материальное положение народной школы в нечерноземной полосе России: теснота, духота и ветхость школьных помещений (96 учеников в одной избе, перемена 2030 минут, иначе изба не успевала проветриваться), вместе с тем отмечает стремление детей к знаниям и энтузиазм сельской учительницы [16].

О нуждах и лишениях, с которыми приходится сталкиваться сельскому учителю на рубеже XIX-XX вв., упомянул в своих воспоминаниях А. Кушне-рев [17]. В особенно тяжелом положении оказывались семейные учителя: «Представьте учителя, имеющего жену и троих детей, и получающего 20 руб. в месяц, следовательно, на 65 копеек в день должны будут существовать пять человек. Семья голодает, глава старается выбиться из нужды, но тщетно; а общество ждет от него упорного труда, нравственного образца». А. Кушнерев приводит пословицу: «Жил честно, целый век трудился и умер гол, как гол родился». Мемуарист сообщает об отсутствии из-за материальной нужды у учителей специальных библиотек [Там же]. Подобные воспоминания о проблемах народной школы были опубликованы в отечественных журналах второй половины XIX - начала XX в. [18. С. 301; 19. С. 34].

Интересен и взгляд на эту проблему с другой стороны - взгляд ученика, а не учителя [20, 21]. Свои ученические впечатления описал Г. Коломин-Мамистов в заметке «Крестьянское детство» [22]: «Я учился три года; читать, писать не умею». Несмотря на слабые знания, показанные на экзаменах по Закону Божьему и арифметике, ему была поставлена высокая оценка «хорошо», читал плохо, но свидетельство об окончании школы получил. Как отмечает мемуарист, дисциплинарные средства воздействия на учеников были традиционные: учителя их били, ругали, даже батюшка. Для сравнения с верхневолжскими материалами мы также использовали ученические мемуарные источники из северо-западного региона Российской империи [23-25].

О годах, проведенных в казанских гимназии и только что открытом университете в начале XIX столетия, детально и подробно рассказал в своих воспоминаниях знаменитый русский писатель С.Т. Аксаков [26]. Он с высоким художественным мастерством описал гимназический и студенческий быт, охарактеризовал педагогов и занятия. Писатель отметил такой интересный момент, как совмещение учебы в средней и высшей школа того времени: «Многие воспитанники, в том числе и я, не выслушавшие полного гимназического курса, продолжали учиться в некоторых высших классах гимназии, слушая в то же время университетские лекции. ... Переход из гимназии в университет был вообще для всех мало заметен, особенно для меня и для студентов, продолжавших ходить в некоторые гимназические классы» [Там же. С. 413].

Проблемам высшего образования в столичных университетах посвящён целый ряд специальных сборников воспоминаний [27, 28]. В них приводятся интересные сведения об учебном процессе, преподавательских кадрах, методике обучения. Ценные сведения о Московском университете, с которым был тесно связан ярославский Демидовский лицей, содержатся в воспоминаниях и дневниках профессоров и чиновников данного университета [29, 30]. Интересен дневник представителя либеральной профессуры А.Е. Преснякова [31]. Данные материалы использовались автором в диссертационном исследовании для сравнения и сопоставления с сюжетами по Демидовскому лицею.

Как видно из вышеприведенных мемуарных источников, в развитии всех типов провинциальной школы Центральной России на рубеже веков наблюдались положительные и отрицательные моменты. Эта картина была во многом типична и для Верхнего Поволжья.

В путевых заметках и дневниках, посвященных верхневолжским губерниям XIX в., основной упор делается на духовное наследие края. На страницах этих изданий излагается история городских и духовных училищ; даётся характеристика преподавательских кадров; подчеркивается роль архиепископа Ярославского и Ростовского преосвященного Иоанафана и других архиереев Русской православной церкви в развитии образования; представлено описание школьных зданий [32, 33].

Своеобразным источником о жизни, быте, учении, домашнем обучении, духовных переживаниях учеников, студентов и преподавателей светских и духовных учебных заведений, от начальной до высшей школы, являются литературные произведения выдающихся российских писателей XIX в., таких как А. С. Аксаков («Детские годы Багрова-внука»), А.И. Герцен («Былое и думы»), Н.В. Гоголь («Вий»), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание»), А.П. Чехов («Студент», «Учитель словесности», «На подводе», «Вишневый сад») и др. В созданных ими на основе личного опыта и впечатлений художественных произведениях отражены различные сюжеты, связанные с постановкой дела в народном образовании, житейские заботы и моральные искания подрастающего поколения.

Комплекс источников личного происхождения (воспоминания, дневники, путевые заметки) позволяет показать многие стороны региональной школьной жизни, изображает учебный процесс глазами преподавателей и учащихся, раскрывает состояние народного просвещения в Верхнем Поволжье периода XIX столетия. Источники личного происхождения ярко и эмоционально освещают проблемы, тревожившие преподавателей и учеников того времени; рисуют быт сельского учителя; говорят о низкой материальной базе начальных училищ и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Записки адмирала А.С. Шишкова. СПб., 1868.

2. Воспоминания министра народного просвещения графа И.И. Толстого. М., 1999.

3. Из воспоминаний о владимирских духовных (приходском и уездном) училищах семинарии 1818-1832 гг. Владимир, 1875.

4. Соловьев Н.И. Как нас учили. (Рассказ из духовно-семинарской жизни) // Русская старина. 1899. Т. 100, № 11.

5. КлючаревА. Владимирская бурса (по воспоминаниям бывшего бурсака с 1849 г. по 1855 г.) // ВЕВ. 1890. N° 21. ч. неоф. С. 713-726.

6. СмирновА.В. В семинарии // Духовная школа. Ярославль, 1893. С. 41-55.

7. Дневник бурсака. (Владимирская духовная семинария 60-х гг. XIX века) / под ред. А.А. Ковзуна. Владимир, 2001.

8. Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. По страницам воспоминаний. М., 2006.

9. Велский (Великопольский) А.[А.] Записки педагога. СПб., 1909.

10. Строки из учительских дневников // Бердова О.В. Костромское учительство (XVIII - начало XX века) / О.В. Бердова, Е.А. Лушина. Кострома, 2006. С. 173-191.

11. Гиляров-Платонов Н.П. Из пережитого: Автобиографические воспоминания : в 2 т. СПб., 2009.

12. ГурьевМ. Воспоминания о моем учении // PC. 1909. Т. 139, № 8. C. 357-371.

13. Сычугов С.И. Записки бурсака. М. ; Л. : Academia, 1933.

14. Константинов С. Два года в земской школе // Русская школа. 1913. № 2. С. 62-89.

15. С-въ. Воспоминания о Московском коммерческом училище 1831-1838 годов // Русский вестник. 1861. № 12. С. 719-754.

16. Флеров В. Чем мы сильны // Русская школа. 1912. № 2. С. 27-43.

17. Кушнерев А. Сельский учитель // Педагогический вестник Московского учебного округа. Средняя и низшая школа. 1912. № 1. С. 81-85.

18. Записки покойного учителя // Исторический вестник. 1888. Т. 33, № 8.

19. Воспоминания сельской учительницы // Русская школа. 1902. № 5/6.

20. Гарусов И.Д. Провинциальные училища 30-40-х гг. (Воспоминания бывшего гимназиста). Русская школа. 1910. Т. 1, № 4.

21. Куркин С. Две школы. (Из воспоминаний бывшего ученика) // Вестник воспитания. 1896. № 5. С. 123-128.

22. Коломин-Мамистов Г. Крестьянское детство // Русская школа. 1912. № 1. С. 126-149.

23. Шелгунов В.А. Мои воспоминания о воскресных школах // Школа взрослых. 1937. № 7. С. 42-44.

24. Стасова Е. Как мы старались расширить кругозор учащихся (О работе в вечерне-воскресной школе в Петербурге в 1891-1904 гг.) // Школа взрослых. 1937. № 11. С. 17-19.

25. СмирновМ.Н. Голос корела. Путевые заметки и корельская поэзия. СПб., 1890.

26. Аксаков С.Т. Воспоминания // Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Воспоминания. Л., 1984.

27. Ленинградский университет в воспоминаниях современников (1819-1917). Л., 1963. Т. 1.

28. Московский университет в воспоминаниях современников М., 1956.

29. ТретьяковА.П. Императорский Московский университет в 1798-1830 годах в воспоминаниях // Русская старина. 1892. № 7-10.

30. Чичерин Б.Н. Воспоминания. Московский университет. М., 1929.

31. Пресняков А.Е. Письма и дневники. 1889-1927. СПб., 2004.

32. Тюменев И.Ф. От Углича до Рыбинска (Путевые наброски) // Исторический вестник. 1897. № 1. С. 207, 233; № 2. С. 574-605; № 3. С. 995-1000.

33. Колотилов Л.В. На велосипеде. СПб., 1898. С. 212-220. Статья представлена научной редакцией «История» 20 июля 2014 г.