leonid kavelin feofan serbin

Содержание

Вместо предисловия О Святогорских монастырях. Рассказ Архимандрита Феофана (Сербина) 

Вместо предисловия

Кастомонитский архимандрит Феофан (Сербин), заточенный по указу царя Алексея Михайловича в конце 1663 года в Кириллов монастырь по неизвестной причине, известен в древней русской письменности как автор печатаемого ниже (впервые) Рассказа о Святогорских монастырях (1663–1666) и как переводчик на славянский язык греческой Псалтири 1540 года Максима Грека (автограф) в том же Кирилловом монастыре в 1665 году, что видно из надписи на упомянутой греческой Псалтири 1540 года (в числе рукописей Кириллова монастыря, in 4°, в бархате; см. в рукопис. с.-пет. духовной академии). Этот Феофан, по нашему мнению, тот самый архимандрит Феофан, который привез сперва в Москву (20 июля 1661 года), а потом в Воскресенский монастырь (16 октября 1662) икону греческого письма, копию с чудотворной иконы Хиландарскаго афонского монастыря, Божией Матери Троеручицы1. В Воскресенском монастыре как он сам, так и привезенная им копия с чудотворной иконы были приняты уже опальным тогда патриархом Никоном с великой честью2, что и погубило Феофана. В декабре следующего года (1663) он со старцем своим Васьяном был, по указу царя Алексея Михайловича, за самовольное сношение его с патриархом Никоном сослан в ссылку в Кириллов-Белозерский монастырь, в котором и пробыл до конца собора 1666–1667 года. Этого Феофана наши библиографы смешивают иногда с другим Феофаном, иеродиаконом и библиотекарем Чудова монастыря (см. Обзор русской духовной литературы Филарета, арх. черниговского, стр. 240).

Печатаемый здесь Рассказ архимандрита Феофана о Святогорских монастырях заимствован нами из рукописи Императорской публичной библиотеки (ХVII века № 1553, л. 140 об.–160), верная копия с коей сделана для нас благодаря содействию директора библиотеки академика А.Ф. Бычкова.

АРХИМАНДРИТ ЛЕОНИД.

Октябрь 1882 года.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

О Святогорских монастырях. Рассказ Архимандрита Феофана (Сербина)

В 172 году декабря в 21 день, по государеву 1663 года цареву ивеликого князя Алексея Михаиловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца указу, был в Кирилловом монастыре в ссылке из Палестины Афонской горы Констоманитова монастыря архимандрит Феофан, а с ним того же монастыря старец Васьян, и сказывали в Кирилловом монастыре о святой горе Афонстей и о монастырях.

Входя во святую гору по праве:

Первый Монастырь Зуграф – здание болгарского царя Шишмана. А в том монастыре церковь святого великомученика Георгия каменна. А в той церкви три иконы чудотворные Георгиевы же: первая икона самописная; вторая икона Георгий же Саракинский; третья икона Георгий же Волосский. А когда бывает исхожение со кресты вне монастыря, а те иконы в ходу сами поклоняются, и исцеление от них многим людям. А братии в том монастыре 160, и больше и меньше. А отходных келий сто, а с тех келий в тот Зуграф монастырь иноки дань дают, пo силе каждого.

Второй монастырь Констоманит – здание царя Конста, сына великого царя Константина. В том монастыре церковь святого первомученика и архидиакона Стефана. А в той церкви чудотворная икона Пречистой Богородицы; вторая икона первомученика архидиакона Стефана, и мощи: глава его Стефанова. А братии в том монастыре 90. Отходных келий 135, да на море в островах три скита в пещерах с церквами.

Третий монастырь – Дохиар, Хотяр тоже. А в нем церковь каменна. А в церкви икона чудотворная архистратиг Михаила и Гаврииила. А в той церкви камень мрамор. А в чудесах поведает: Был в том монастыре пастух Василий, пас овцы, и обрете сокровище. И поведа того монастыря игумену и всей братии, и отпустили с ним двух человек старцев. И взяша они то серебро и скрыша, а пастуха Василия связали и навязали камень ему на выю и кинули его в море. И того же часа архангел Михаил поставил его, Василия, с камнем в своей церкви пред царскими дверьми ни чем невредима. И которую нощь Василий поставлен бысть в церкви, в ту нощь в церковных вратах на помосте на камени явишася воображение, аки на воске стопы ног архангел Михаила и Гавриила, яко же нa иконе их написаны. И игумен с братией прииде к утреннему пению, а Василий сидит пред царскими вратами мокрый и связанный с камнем. И сказа им вся подробно. По утреннем же пении прииде посланных два старца и сказа игумену и братии: пастырь-де Василий солгал и бежал. И игумен с братией введоша их в церковь, и узреша они пастыря Василия и начаша плакати и прощения просити. И пели собором три молебна, и тех старцев Бог простил. И пастырь Василий ста просить и старцами прощение получил. И сокровище, еже образили, взяли в монастырь. А камень той и до днесь в церкви, и исцеление от него многим людям. А братии в том монастыре 60.

Четвертый монастырь – Ксенов, сиречь Кисляк, на море. А в нем храм великомученика Георгия; имеют в том монастыре воду кислую, яко уксус. А у той воды икона чудотворная святого мученика Георгия. И в которое время ту икону турчин ударил копием по вые ея, и с того места изыде кровь, и до ныне видится та кровь на иконе. Многое же исцеление по вся дни подает святой Георгий тою водою. А братии имать 50. А отходных келий 60.

Пятый монастырь – Русский. Храм святого Пантелеимона, среди Святой горы, а создал его великий князь Ярослав Киевский. А в церкви икона святого Пантелеимона чудотворная; и мощи его, глава, в той же церкви лежат, да рука святого Дионисия. Келий отходных 75, а братии 120.

Шестой монастырь – Ксеропотам, Серапотан тоже. Храм святых великомучеников 40-а иже в Севастии пострадавших; строение святого апостола Павла Серапотанского. А в том монастыре мощи святого Павла Афонского; имеет же и иконы две чудотворные: икону Христову и мученическую, от них же многие исцеления бывают всем приходящим с верою. Имеет же той монастырь братии 90, и более и менее. А скитов 40 и пещер 6.

Седмой монастырь – Симон Петр. Храм Рождества Христова. Имать в том монастыре мощи Марии Магдалины и Симона, тамопостившегося, и главу святого мученика Артемия. Имать братии 45 и более и менее. Келий отходных 12, пещер 9.

Восьмой монастырь – Греческий Григориу. Храм святого Николая чудотворца Мирликийского архиепископа.

Имеют в том монастыре мощи Арсения Великого и преподобного Григория, той обители начальника; велии чудеса творят на всякий день, паче же плавающим в море. Братии 50; келий отходных 9.

Девятый монастырь – Деонисиу. Храм Рождества Иоанна Предтечи и Крестителя. В том монастыре глава Крестителева и мощи Нифонта, патриарха Цареграда. В том много мощей и глава Андрея апостола Первозванного. Имать отходных келий 20, пещер 7 с церквами.

Десятый монастырь – Святой Павел. Храм святого великомученика Георгия. А в том монастыре Животворящее Древо Честнаго Креста, в широту пядь и в долготу пядь. В том же монастыре крест Великого Константина, имже победи Максентия, в широту три локтя и в долготу тоже, от чистого золота, имать же отвне писание латинское. Там же мощи и Григория Богослова и пятозарных мучеников главы и иконы того же Константина царя чудотворные. Братии 190, келий отходных 32, пещер 9. Там же пустынножители надгорий Афона между камнем у святой Анны. Соборная церковь у них святой Анны, а около соборной церкви келий 105, и с церквами все; там же и затворники в пещерах. Пещер суть 32, пустых 7. Другой собор пещерников – храм Воздвижения Честнаго Креста; а пещер 45. Там мощей мниго преподобных постившихся, там первоначальники: Варлаам и Онуфрий. Сосипатр и Конон, Парфений и Сидор затворник, иже бе в затворе 63 года, их же молитвами на всякий день Бог подает исцеление различных болезней. А старцев там 70. Керасия под Афоном; иные пустынножители на высокой горе. Келий с церквами 33, а пещер 22; там и мощи преподобного Петра Афонского. А у пещеры той церковь соборная скитская. И иных святых мощей суть много.

Одиннадцатый монастырь – Греческий – Святая Лавра, идеже преподобный Афанасий создал и преставился в ней. А мощи его ныне суть в Венеции; егда папа Святую Гору пленил, тогда и мощи его взял. А в той лавре мощи и преподобных: Михаила Малеина и Михаила Синадского и святого Василия Великого и Германа патриарха цареградского. Той монастырь имать мощей больше двадесяти рак. Красоту же его кто может исписати! Больше всех монастырей, иже суть во Святой Горе. Имать церквей внутрь 120, а вне 67, а братии осмьсот, a скитов отходных келий 320, а пещер 63. А у всех скитов и у пещеры церкви. А мощей святых преподобных бесчисленно много. Память их почитают каждому в своем ските, идеже кто трудился; и чудеса бывают беспрестанно и исцеление многое. Отшельники под лаврою рукодельцы, на подгории Афона на студеной воде церковь соборную имеет святого Антония. Келий 26, а пещер 7. Там мощи преподобного Исихия и учеников его Леонтия и Козмы постившихся. А Исихий, якоже молился на коленях стоя в пещере, тако по смерти и ныне стоит.

Двенадцатый монастырь – Каракал. Храм верховных апостолов Петра и Павла. Имеют в том монастыре икон чудотворных много и мощи преподобного Феофана Исповедника, целы купно и доныне мощи преподобного Авраамия, той обители начальника. Келий отходных 32, пещер 6, затворников 20, и ныне непременно подвизаются.

Тринадцатый монастырь – Филофей. Храм Благовещения Святой Богородицы. А в том монастыре три иконы чудотворных. Первая ПречистойБогородицы Одигитрии, юже написал Лука евангелист; и та икона слепым дает прозрение, не токмо человеком, но и скотом; егда бывает недуг на скоты, тогда водою обмывают ту икону и тако кропят, и здравы бывают. Вторая икона Иоанна Богослова, третья икона святого мученика Мины, о ней же повесть в мучении и о чудесех. Имать же келий отходных 40, пещер девять.

Четырнадцатый монастырь – Иверский. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Имать же икону Ея Богородицыну чудотворную, иже от Иверския земли прииде по морю, о ней же повесть зде в России напечатал Никон патриарх. Имать же мощи преподобных отец Исидора и аввы Дорофея, Клеоника чудотворца и Иосифа творца канонов. Келий отходных 43, пещер 7.

Пятнадцатый монастырь – Ставроникита. Храм святого чудотворца Николая. Имать же и икону его чудотворную и мощей много: мощи Тарасия, патриарха Цареграда и Прокла, ученика Иоанна Златоустого и Лаврентия архидиакона, целы купно. Имать келий отходных 20, пещер тридесять две.

Шестнадцатый монастырь – Котломус. Храм Преображения Господня. Имеют в том монастыре мощи святой Анны, матери Пресвятой Богородицы, и святого апостола Варфоломея и святой мученицы Улиты. А в том монастыре сидят турки. А создал тот монастырь господарь Волосский Басараба. В том монастыре и ексарх патриарший сидит, иже поставляет попы. Имать же келий отходных 35. Там же собор Святой Горы Протатия. Храм Успения Пречистой Богородицы посреди горы. А в том соборе, около палат 22, сделаны от всех монастырей подвория; а во едином подвории гости приезжие живут, а в другом суды судят турки; там и лавки близ собора, и дань там собирают ото всех монастырей и от скитов.

Семнадцатый монастырь – Пантократор. Храм Преображения Господа нашего Иисуса Христа. А в том монастыре есть икона нерукотворенная Спасова и Пречистой Богородицы Знамение; зело велия чудеса от тех икон бывают по вся дни. В том же монастыре и мощи евангелиста Луки и Симона Кананита и преподобного Илариона Великого. Имать же келий отходных 30, пещер 9.

Восемнадцатый монастырь – Ватопед. Храм Благовещения Пречистой Богородицы. Той во Святой Горе первый монастырь. Имать же в том монастыре икону чудотворную, юже обретоша в кладезе, и свещу горящу; и та свеща пред тою иконою и доныне горит день и нощь, ни- когда не умаляется и не угасает. В том монастыре мощи Иоанна Златоустого и Якова Персянина. Келий отходных в том монастыре 49, пещер 30.

Девятнадцатый монастырь – Симон. Храм Вознесения Христова. В том монастыре мощи преподобного Симона, тамо постившегося и святого апостола Тимофея мощи целы купно. В том монастыре книг много; сказуют книгохранители, яко девять тысяч харатейных. Имать же келий отходных 27 и пещер 10.

Двадцатый монастырь – Хиландар Сербский, его же создал святой Савва Сербский. А в том монастыре икона чудотворная Пречистой Богородицы; а та икона имать три руки, третья сама написася. И мощей в том монастыре много: святого Симеона, Стефана нового чудотворца. Имать же келий 45, пещер 20.

И всего во Святой Горе 20 монастырей, а старцев по 2280 ч., и более и менее. Длина той горе 100 верст; начало от глаголемыя Мегавли Вигла, еже есть по-русски великая стража, а кончается в лавре святого Афанасия Афонского. Обтекложь ея море. Ширина ея не ровна: инде 10 верст, инде менее и более. Монастыри же ины около ея по берегу морскому, а иные посреди ея, a все каменные города со всякою крепостию. Входы же к ней два: един по берегу морскому, а другой посреди гор. Монастыри же в ней ины греческие, ины болгарские и сербские; а иные общежитие, а иные особны, а все без имения, своими трудами питаются и одеваются. Сел у них нет, одни винограды и садове всяких овощей. Лесы около всех монастырей великии, горы высоки, и дебри и звери всякие, и места всяким зверям. А дают они со всей Святой Горы с монастырей и скитов турецкому царю на год 140 копь, ино то 14000 отманских денег; а патриарх цареградский емлет со Святой Горы дань на год по 40 копь, ино то 4000 отманских денег. А митрополит Селунский емлет со Святой Горы десять копь, итого 1000 отманских денег. Архиепископ Серакаксинский емлет со Святой Горы тожь, что и митрополит Селунский. А без царева листа никому ехать во Святую Гору не смети.

А патриарх цареградский дает царю на год 1000 золотых. А патриарх емлет дань с митрополитов; a митрополитов всех 130, опроче архиепископов и епископов.

А митрополиты емлют дань с архиепископов и епископов.

А во Святой Горе житие разделяется на трое: на общее, и на особное, сиречь на лаврское, и на скитское. И в киновии и труды, и имение, и пища, и прочая вся суть обща всем и внутри монастыря, и вне. В лавре святого Афанасия и в Ватопеде у Благовещения труд убо общий всем по рассужению и по достоинству. Милостыню же приходящую всю в казну полагают на всякую потребу монастырскую со всяким брежением и на гость. А братиям по кельям дают всем на всяк день по два хлеба, а в среду и в пяток по едину. А служители взимают всякую потребу от монастыря. А егда же братия вся на монастырской службе, тогда ядят вся монастырская дващи на день. На праздники же на великие: на Благовещение, на Велик день, Пентикостие, Петров день, Успение Богородицы, Рождество Христово, Богоявление и дващи на год за строители вся братия и приходящие в трапезе ядят и пиют все монастырское. А которые братия в монастыре вкладают, тем на воли, хотят делают, хотят не делают; обаче и те делают по своей силе. В киновиях же вклад не дают за свой покой, разве за благословение и милостыню. В киновиях же и лаврах обычай, да игумен без совета братий избранных без 15-ти и 20-ти не может ни которого дела сотворити един. Есть же обще ин закон во всей Святой Горе, да без брады брата млада нѳ постригут, ниже пришедшего откуду приимут; а постригают Бога ради всякого приходящего. А игумени на всякой монастырской службе тружаются с братиею. Мирских же служителей во всей Святой Горе несть, разве по единому или по два, которые соблюдают мски и кони и волы монастырские.

* * *

1

Описание иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии Троеручицы; принесена бысть святая икона Пресвятой Богородицы из Афонской горы Архимандритом Феофаном лета 7172, месяца октября в 16 день. Сия святая икона списана с самой той чудотворной иконы, находящейся в Хиландарской обители Афонской горы греческим изографом вo обитель сию Воскресенскую, еже есть Новый Иерусалим. (См. Описание Сборников Имп. Публичн. Библ., LVII, стр. 275).

2

День прибытия иконы в монастырь, 16 октября, и доселе празднуется в оном.

Источник: Сообщил наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архимандрит Леонид. С.-Петербург, 1883