maxresdefaultsokolov

( по Священному Писанию Ветхого Завета )

Милости хочу, а не жертвы. Ос. 6:6

Проявление милосердия к ближнему является подражанием действиям Самого Бога по отношению к человеку. Безмерность милости Божией, проявляемой к падшему созданию, явно усматривается во всей истории спасения, истории Ветхого и Нового Заветов. Человеколюбие и милосердие Бога к людям свидетельствуется всем Ветхим Заветом. Как бы суммируя примеры проявляемой Богом милости, святой пророк и псалмопевец Давид восклицает: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс.103:8). Если человек стремится жить во свете закона Божия, во свете Его заповедей, он не может не быть милосерден к ближним. Служа ближнему, человек богобоязненный служит Богу, ведь он помнит, что в каждом - образ Божий.

В еврейском языке нет специального слова для обозначения понятия “милостыня”. Греческое слово в тексте LXX толковников используется для обозначения как милости Божией (Пс.24:5 Ис.59:16), так и милости человека по отношению к человеку (например, в Быт.47:29). Последняя подлинна только тогда, когда выражена в каком-либо действии по отношению к ближнему, чаще всего в материальной помощи ему. Следует заметить, что еврейское слово хесед, равно как и греческое - более общего характера, и указывает на чувство преданности, верности, даже любви - часто переводятся как благость, благоутробие (ср. также евр. рехем, напр. в 3 Цар. 3:26), жалость, сострадание, и даже благодать ( евр. хен).

Рассмотрим некоторые места Ветхого Завета, где говорится о милости в первом, более узком, значении, то есть как о милостыне.

... нищие всегда будут среди земли твоей (Втор.15:11). Социальное неравенство неизбежно ввиду греховности жителей земли. Всемогущий Господь, обращающий зло во благо, предлагает средство к исцелению этого общественного недуга. Это средство - милостыня. Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой дает тебе: то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается (Втор.15:7-8). Милостыню частную невозможно отделить от милостыни общественной, ибо они взаимосвязаны неразрывно. Израильтянин не мыслил себя вне Израиля; его собственная судьба - это и судьба его народа, и наоборот.

Богатый израильтянин помогает бедному, помня о том, что Тот, Кто благословил его достатком, любит и бедняка не менее, чем богача. Богатство ему дано для благотворения, как средство для упражнения в деятельной любви к ближнему. Но если богатый забыл, что земля Израиля принадлежит и бедному, и что бедный на дары земли обетованной имеет не меньшее право, горе ждет жадного. Берегись.., чтоб глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе (великий) грех (Втор.15:9). Часто забывается, что причиной иудейской катастрофы VI в. до Р. Х. был не только грех идолопоклонства, но и грех ожесточения к ближнему, грех нежелания придворной знати и священства проявить милосердие к народу земли, к беднякам.

Заповеди закона Божия наставляют давать бедному из всего, чем благословил Бог человека на земле. В условиях земледельческо-скотоводческого общества древних евреев это выражалось прежде всего в необходимости делиться произрастениями земли, урожаем. Шесть лет засевай землю твою, и собирай произведения ее; а в седьмый оставляй ее в покое, что бы питались убогие из твоего народа... Также поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею (Исх.23:10-11). Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; ...оставь это бедному и пришельцу (Лев. 19:9-10). Как средство к искоренению социального неравенства Господь установил законы о годах субботних и о годах юбилейных, при наступлении которых вся-

кий заимодавец должен был прощать должнику своему весь долг (напр. см. Лев.25:28. 25:13).

Ростовщичество, как выражение жестокости, всегда считалось грехом. Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли, и бойся Бога твоего... Серебра твоего не отдавай ему в рост, и хлеба твоего не отдавай ему для прибыли (Лев.25:35-37).

Всякого бедняка, вынужденного в целях пропитания продавать свой собственный труд, условный рабовладелец обязан был освободить в юбилейный год независимо от того, являлся ли тот все еще его должником (Лев.25:39-41). Бедняк с семьею в юбилейный год входил во владение землею своею. Кстати, земля, разделенная по жребию, принципиально не могла продаваться навсегда. Ведь она - Божья, как и Израиль, населяющий ее - Божий. ... они - Мои рабы, - говорит Господь (Лев.25:42. 25:55). Только Господь - безусловный Владыка рабов Своих.

Человек только тогда может рассчитывать быть услышанным Богом, если оказывает милосердие к ближнему; иначе Господь услышит только вопль бедного, вопиющего об отмщении. Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налогай на него роста. Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее. Ибо она есть единственный покров у него; она одеяние тела его: в чем будет он спать? Итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу; ибо Я милосерд (Исх.22:25-27). Также воспламенением гнева Своего и отмщением грозит Бог всякому притеснителю пришельцев, вдов и сирот (Исх.22:21-24).

Примеров того, как древние праведники относились к ближним, нуждающимся в их помощи, в Ветхом Завете много. О некоторых следует упомянуть.

Даже во дни религиозной и гражданской смуты, в эпоху Судей, были примеры милосердия. Некто старик-ефремлянин пригласил в дом неизвестного ему прохожего левита, говоря: ... весь недостаток твой на мне; только не ночуй на улице. И ввел его в дом свой, и дал корму ослам его, а сами они омыли ноги свои, и ели и пили (Суд.19:20-21). Это он сделал перед лицом своих злых, неистово развращенных граждан. Также иллюстрацией милостивого отношения к ближнему, попавшему в нужду, является сюжет книги Руфь. Милость, оказанная богатым и добрым Воозом в отношении иноплеменницы Руфи - одна из главных идей книги. В эпоху смуты, междоусобицы пример Вооза предстает очень ярко. Награда Воозу от Бога за такую милость - происхождение из чресл его царя Давида, мужа по сердцу Божию, воскликнувшего: С милостивым Ты поступаешь милостиво (2 Цар.22:26). В чем отличие нечестивого от праведного? Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведный поступает противоположно, он милует и дает (Пс.36:21). Он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет (Пс.36:26).

Замечателен пример пророка Божия Илии. Явившись в Сарепте перед одной из вдов, он обратился к ней с просьбою оказать ему милосердие, накормив опресноком. Несмотря на крайнюю ее бедность, Илия побуждает вдовицу испечь ему опреснок, за что вдовица получает чудесное вознаграждение от пророка - изобилие муки и елея (3Цар.17:8-16). Урок, преподанный пророком сарептской вдовице, таков: даже в крайней нужде нужно находить в себе силы благотворить, а воздаяние от Бога не замедлит.

Несмотря на яркие примеры частной благотворительности, общее состояние народа Божия было плачевным. И поэтому Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного в ваших домах (Ис.3:14). Предвидя суровое наказание за жестокое отношение к бедным, пророки не переставали взывать к совести вельмож и богачей израильских: Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтоб устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека?.. (Ис.10:1-2). Уже во время опустошения Палестины вавилонянами сетует пророк Иезекииль: А в народе угнетают друг друга, грабят и притесняют бедного и нищего, и пришельца угнетают несправедливо. А поэтому изолью на них негодование Мое; огнем ярости Моей истреблю их; поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог (Иез.22:29.31). Высшие слои израильского общества не захотели воспользоваться пророческим советом: Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет... (Ис.58:7-8). Обличение принято не было, и потому исцеление не возросло. Наступил период тяжкого плена. Те, кто не хотели угнетенных отпустить на свободу (Ис.58:6), сами оказались рабами.

Необходимо отметить, что до самого разрушения Иерусалима и Храма в конце VI в. до Р. Х. жертвоприношения Яhве совершались неукоснительно, как и все предписания Закона, особенно после реформы царя Езекии (716-687 гг. До Р.Х.). Но давно за внешней формой исчезло содержание . На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике... (Ам.2:8). При жестокосердии к ближнему бесполезно умножение молений, оно даже отвратительно Богу: Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя... И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды, спасайте угнетенного; защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис.1:14-17). Ассур явился жезлом гнева Божия (Ис.10:5), которым наказан был Израиль. Парадоксально, но и в лютом пленении иудеев можно усмотреть милость Божию: Господь не дал окончательно закоснеть во грехах, поставил народ перед суровой необходимостью задуматься о причинах своих неудач. А показателем того, что народ, включая и князей народа, покаялся, было, во-первых, полное и окончательное отречение от всех форм идолопоклонства ( чем выразилась любовь к Богу ), а во-вторых, развитие благотворительности к бедным ( чем выражается деятельная любовь к ближнему ). Еще в плену иудеи начали оказывать подаяние бедным (Есф.9:22). Жизненный опыт привел израильтян к убеждению, что только хождение в заповедях Божиих может сохранить народ, только милость к ближнему способна соделать и лице Божие милостивым в отношении человека. Замечателен в этом отношении пример праведного Товита, равно как и его наставления сыну (Тов. 1:3.4:7-11,16).

В дальнейшем, по возвращении из плена, народ Божий хотя и сохранял верность Яhве, хотя и не было после плена и малейшего намека на идолопоклонство, но, по мере закрепления народа на земле, при относительной политической и экономической независимости, снова увеличивается социальное расслоение - князья обогащаются, замыкаются в самодовольстве, а народ находится в презрении и нищете. Такова была ситуация уже через несколько десятилетий после возвращения из плена. Это побудило пророка Захарию сказать: Так говорит Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла дуг против друга не мыслите в сердце вашем. Но они не хотели внимать... И сердце свое окаменили... (Зах.7:10-12). Когда бедные жаловались на старейшин и князей народа за то, что те, воспользовавшись их бедностью, брали под залог у них поля, дома и виноградники, то Неемия вынужден был сказать: Нехорошо вы делаете (Неем.5:9). Возвратите им ныне же поля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и рост с серебра и хлеба, и вина и масла, за который вы ссудили их (Неем.5:11). Знать, помня еще иго рабства, послушалась тогда своего областеначальника. И сказали они: возвратим, и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь (Неем.5:12).

Перед пришествием Спасителя был ли милостив Израиль к своим беднякам? Конечно, всегда были те, кто тщательно вникает в тяжбу бедных (Притч. 29:7), открывает уста... для правосудия и для дела бедного и нищего (Притч. 31:9), длань... открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся (Притч. 31:20). Но большинство в народе забыли о милости к бедным и несчастным, почему и явилась необходимость Христу произнести в укор израильтянам притчу о милосердном самарянине...

Иеродиакон Арсений ( Соколов ),

Епишино, 1996 г.