feminizm


Гурьева К. А.

Христианский феминизм: истоки и современность

Статья посвящена истории развития такого явления, как «христианский феминизм». Прослеживаются три этапа развития феминизма как сложившегося и объективно существующего явления, имеющего глубокие исторические корни. Дано определение таким терминам, как «гендер» и «гендерные исследования», без которых невозможен анализ темы «христианский феминизм». Освещается взаимосвязь и взаимовлияние феминизма и религии. Затронуты темы переинтерпритации Священного Писания, создания «женской» религии, а также проблема перевода Библии с учетом «гендерно нейтрального языка». Также в статье представлен краткий анализ «Женской Библии» Элизабет К. Стентон, с именем которой обычно связывают первый интерес к теологическому феминизму. Особое внимание уделяется истории чина диаконисс и проблемам женского священства. В заключение статьи раскрывается современное положение женщины в христианской церкви.

Ключевые слова: гендер, религия, феминизм, христианский феминизм, женское священство, «Женская Библия».

 

Тема феминизма (от лат. фемма — женщина) была актуальной на протяжении многих десятилетий и не теряет своей актуальности по сей день. Традиционно принято считать, что происхождение термина «феминизм» связано с именем Шарля Фурье и появился он в конце XVIII века. Фурье называл феминистами тех, кто был сторонником женского равноправия. К настоящему времени понятие феминизма объединяет разные явления социальной жизни, и поэтому ему трудно дать четкое определение. Например, Г. А. Брандт характеризует феминизм следующим образом: «...феминизм взялся доказать, что пол не сводится только к первичным и вторичным признакам, он пронизывает все сферы социальной и культурной жизни человека» [4, с. 148]. Считается, что существует более трехсот значений данного термина [13, с. 404]. Н. Л. Пушкарева выделяет пять дефиниций феминизма: 1) социально-политическая теория (анализ положения мужчин и женщин в «историческом прошлом и настоящем»); 2) социальное движение за равные права и возможности женщин; 3) оппозиция женоненавистническим теориям и действиям; 4) философская концепция социокультурного развития, отображающая невнимательность к значению женского социального опыта в представлениях о мире и обществе; 5) методология исследований, которая является совокупностью исследовательских практик, озвучивающих взгляд на мир и систему ценностей присущих женщинам [13, с. 404].

В рамках темы «христианский феминизм» остановимся на краткой характеристике всех трех этапов развития феминизма как такового. Существует традиционное разделение: феминизм первой и второй волны. Кроме того, исследователи выделяют такое понятие, как «постфеминизм» или третья волна.

Первая волна феминизма — этап развития, который затрагивает период от момента его зарождения до середины двадцатого века и характеризуется борьбой за права женщин в публичной сфере. В XIX веке требования феминисток приобретают форму общественных компаний и акций. Изначально самым главным вопросом, как в США, так и в Европе, был вопрос доступности для женщин высшего образования. При этом, например, на Ближнем Востоке и в Азии, в силу отсутствия грамотных женщин, этим вопросом занимались мужчины. Чуть позже поднимается вопрос о законодательных реформах. Женщины продолжали бороться за право собственности, за возможность работать, за право голосовать и получать развод и, конечно, против «двойных стандартов» в отношении полов. Например, во Франции были неоднократные попытки включить требования женского равноправия в общий список демократических преобразований; в Германии Луиза Отто-Питер была одной из основательниц «Всеобщего германского женского союза» (1847); также женщинами выдвигались требования прав на работу, политическую свободу, образование, экономическую независимость и права голоса. В Англии также появились женские организации, отстаивавшие свои права, но наибольший успех феминистское движение имело в США. В 1848 году участниками движения против рабства (68 женщин и 32 мужчины) была подписана Декларация позиций и резолюций, касавшаяся положения женщин. В ней выдвигались следующие требования: предоставить женщинам право на собственность, оплачивать труд, образование, а также право на участие в политической и религиозной жизни общества. Эта декларация положила начало формированию либерально-реформистского направления [13, с. 408].

Вторая волна феминизма началась в середине XX века, когда он приобрел ряд новых черт, позволяющих говорить о новом этапе его развития. Этот этап можно охарактеризовать стремлением женщин получить права не только в публичной сфере, но и в сфере частной жизни и, конечно, избавиться от подавления со стороны мужского общества. Именно в это время сформировались отличия западноевропейской и американской феминистской традиций, оформившиеся в некое противостояние «феминизма равенства» (европейские феминистки по большей части ратовали за равноправие) и «феминизма различий» (в США борьба за равноправие рассматривалась как пройденный этап, новой ступенью должно было стать признание за женщинами особых прав).

Родоначальницей этого этапа считается Симона де Бовуар, хотя, как раз она сама не считала себя феминисткой. Тем не менее, именно благодаря ей исчезает представление о том, что разделение труда на женский и мужской — это естественно. Именно она озвучивает проблему стереотипа — «природное — женское» и «культурное — мужское».

При этом необходимо отметить, что послевоенная обстановка была неблагоприятна для дальнейшего развития феминизма, так как наблюдалось возобновление семейного культа, усталость от социальных потрясений и нехватка мужского населения. Именно поэтому феминизм и как теория, и как политическое движение смог преодолеть кризис лишь к началу 1960-х

Так можно охарактеризовать возникновение второй волны феминизма.

Обращаясь к этому этапу, стоит упомянуть наиболее известные работы, ставшие классикой феминистской литературы. Это «Загадка Женственности» Бетти Фридан (1963) [16] и «Второй пол» Симоны де Бовуар (1949) [6].

Возникновение второй волны также связано с подъемом леворадикальных движений, в ходе которого формировались новые социальные теории. Женщины теперь хотели не только избирать, но и сами стать избираемыми. Именно во время второй волны появились разные направления феминизма, и одновременно с этим сам термин «направления феминизма» заменяется термином «феминизмы». «Феминизмы» могут отличаться географически, по методам и направленности действий, идеологии, этнически, конфессионально и т. д. Все это отображает невозможность создания единой для женщин теории освобождения, поскольку существует слишком много влияющих факторов, например, таких, как класс, раса, конфессия и другие [13, с. 415].

Третью волну феминизма иначе называют «постфеминизм». Он возникает в последней четверти XX века, когда феминизм становится методологией и характеризуется критикой научной рациональности и объективности, и считает их «обслуживающими мужскую науку» [13, с. 419]. Считается, что именно в этот период происходит перемещение центра активности женщин из США и Европы в страны второго и третьего мира — в Африку, Латинскую Америку, Азию, мусульманский мир. Кроме того, очевидно, что феминизм к этому времени становится более разнообразным, так как женщины все больше осознают свое право на проявление индивидуальности. Появление третьей волны многие исследователи связывают с глобализацией, ростом значимости СМИ в общественной жизни, новыми технологиями сверхскоростной связи (интернет, мобильная связь), уплотнением транспортных потоков (в том числе туризм), глобальным переселением народов (миграция, беженство) и кросс-культурными пересечениями [15].

Этот период поднимает такие проблемы, как «адроцентричная картина мира» (мужской взгляд на мир), «фаллогоцентризм» (мужское средство выражения знания). Новое направление феминизма «предлагает учитывать особенности субъекта познания определенного пола, его (ее) ценностные ориентации» [13, с. 419]. При этом стоит подчеркнуть, что в таком случае пол исследователя влияет на его мировоззрение, что сказывается на задачах и выводах самого исследования [13, с. 419]. В период третьей волны, когда приходит ясное осознание того, что любое угнетение, независимо от времени и места,— несправедливо [18, р. 43], появляются самые разные феминизмы (эко, амазон, цветной, религиозный и т. д.), главной целью которых остается борьба за социальные, политические, культурные, расовые, конфессиональные и многие другие права женщин. В том числе не ослабевает и продолжает развиваться христианский феминизм.

Остановимся более подробно на второй волне феминизма, поскольку именно к этому времени можно отнести начало более глубокого изучения проблемы феминизма и религии. Именно в это время все большую популярность получили так называемые женские исследования (women studies). Приблизительно в то же время появился новый термин «гендер». Гендер (от английского «род») — это система межличностных отношений, которая является основой общественной стратификации по признаку пола [13]. Так начинается широкое распространение гендерных исследований. Центральное место в подобных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин. Такой подход открывает новые перспективы в подобных исследованиях, появляется возможность определения «методологии для анализа гендерной модели религиозных феноменов» [20, р. 1], более глубинного изучения проблемы феминизма и религии. Данная тема в последние десятилетия стала популярной среди зарубежных исследователей, которые анализируют взаимосвязь, взаимодействие, взаимовлияние феминизма и религии. Этапы становления феминизма и особенности его отношения с господствующими в обществе религиозными взглядами могут существенно различаться, что находит свое отражение в литературе, освещающей эти проблемы. Немало работ посвящено теме исламского, иудейского, а также христианского феминизма. Хорошо известно, что религия — это общественный идентификатор, но в тоже время — частная сфера. Учитывая эту специфику, авторы задавались вопросом, как соединить два мощных потока, течения, влияющих на общественную жизнь,— феминизм и христианство [21]. Заметим, что благодаря борьбе женщин за свои права в отношении религии роль женщины, например, в католической церкви за последние несколько десятков лет существенно изменилась, и изменения продолжают происходить и по сей день [22].

Важно подчеркнуть, что именно в христианском мире движение против дискриминации женщин получило особое развитие. Большим успехом данного движения называют возможность женщин занимать определенное место в церковной иерархии в протестантских церквях. Однако заметим, что «число женщин-священников не пропорционально их представительству в конфессиональной общине, и что самое важное, они все еще отсутствуют в высших уровнях церковной власти» [14, с. 179], при этом стоит подчеркнуть, что «христианство все еще остается "мужской религией", которая поддерживает сохранение стереотипов, дискриминирующих женщин» [14, с. 179]. Стоит обратить внимание и на особое мнение феминисток о том, что распространению символики, отражающей мужские идеи о сексе, помогала именно христианская теология (сексуальная чистота — Девственница, сексуальное зло — Блудница). Говоря о влиянии феминистских идей, отметим, что в ряде случаев наблюдается даже «переинтерпритация Священного Писания». Происходит процесс отказа от тех представлений, которые в большей степени ограничивали женщин. Тем не менее некоторые из феминисток считают подобные идеи и действия лишенными перспектив, и взамен им предлагают создать свою «женскую религию» (другими словами «женскую спиритуальность», «религию Богинь») [14, с. 180]. Одной из основных идей «женской религии» является создание религии для женщин, где Бог станет олицетворением женского, а не только мужского начала. Это одна из тех целей, что ставят перед собой последователи определенного направления христианского феминизма.

Христианский феминизм своим появлением обязан светскому феминизму. Возникнув в элитарной среде, он в меньшей степени затрагивал низшие слои общества. Первый всплеск теологического феминизма связывают обычно с именем американской пресвитерианки Элизабет К. Стентон (Elizabeth Cady Stanton, 1815-1902). Она доказывала, что любая организованная религия априори настроена против женщин, каждая из которых лишь жертва доминирующей мужской религии. Элизабет К. Стентон видела в церкви силу, которая выступала против феминизма, и поэтому критика религии стала одной из главных идей женского движения. Стентон издала вместе со своими единомышленницами «Женскую Библию» («Woman's Bible» 1895, 1898, в двух частях) [3, с. 51-52]. Это Библия, в которой места, касающиеся женщин, снабжены насыщенными комментариями. Так, например, в первой главе этой книги анализируется отрывок из Книги Бытия: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; ...И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...

По мнению Э. Стентон, Писание, также как и наука с философией, провозглашают вечность и равенство полов, без которого невозможно было бы даже создание и рост растений, животных и т. д., не произошло бы развития мысли. Мужской и женский элементы равны и уравновешивают друг друга, они важны, как положительные и отрицательные частицы для поддержания равновесия вселенной, а молитвы, направленные к Отцу, одинаково направлены и к Небесной Матери [23, р. 14-15]. «Женскую Библию» можно назвать своего рода «критическим феминистским комментарием» [3, с. 51-52], где под сомнение ставится «божественное» происхождение подчинения женщин, а также утверждается, желание мужчин заявить свое право на власть, манипулируя религией [3, с. 51-52].

Чем больше была потребность женщин в изменении христианских патриархальных традиций, тем больше внимания авторы и исследователи обращали внимания на патриархальность самой Библии. В своих трудах протоиерей Александр Мень отмечает, что в современном мире христианский феминизм требует переосмысления Писания, например, определение Бога как «Отца» в ряде мест предлагается заменить на «Мать». И, как подчеркивает Александр Мень, многие признают справедливость высказывания о «патриархальном фоне Библии» [11, с. 299]. Но, несмотря на это, «Писание подкрепляет идею женского равноправия. Согласно Быт. 1-2, женщина и мужчина — одноприродные существа, сотворенные по образу и подобию Божью» [11, с. 299].

Говоря о Библии, нельзя не упомянуть о «проблемах языка и перевода», с которыми сталкиваются исследователи и христианские феминистки. Феминистская критика языка (или феминистская лингвистика) это своеобразное направление в языкознании, главная цель которого состоит в разоблачении и преодолении отраженного в языке мужского доминирования в общественной и культурной жизни. Оно появилось в конце 1960-х — начале 1970-х годов в связи с возникновением Нового женского движения в США и Германии [9, с. 232].

К концу XX века возникает проблема перевода Библии на современный английский язык, поскольку усиливается тенденция к использованию «ген-дерно нейтрального языка», т. е. обозначению объекта без указания рода. Первый подобный вариант Библии появился в 1990 году. В этом переводе данный язык не применяется к Богу. Однако в других случаях перевод ген-дерно нейтрален. Например, при обращении «братья» используется перевод «братья и сестры», или при употреблении в английском варианте слова «человек/мужчина/люди» (a/the man, men) дается «гендерно нейтральный» перевод «human being» (в некоторых случаях это может означать местоимение ют на все большую заинтересованность определенных кругов современного общества в таком явлении, как христианский феминизм.

Обратим внимание на то, что женщины активно участвуют в жизни церкви, при этом до сих пор им не удалось добиться равноправия. Парадокс заключается в следующем — женщины могут получать прекрасное богословское образование, преподавать в престижных вузах, преподавать Новый Завет, но при этом, что удивительно, они не могут читать евангелие во время церковной службы [1, с. 197-210]. И это еще одна немаловажная проблема, которую затрагивает христианский феминизм — вопрос служения женщины в христианской церкви.

Тема статуса женщин в христианской церкви стала обсуждаться в XX веке в связи с введением Англиканской церковью и рядом протестантских церквей женского священства. Тем не менее, обращаясь к истории, заметим, что служение женщины уходит корнями гораздо глубже — в самое начало апостольской церкви, пусть и не так легко дать характеристику этому явлению. Женский диаконат появляется еще в III веке, и в это время функции диаконата обрисованы довольно четко. Мы знаем об этом из Апостольских наставлений, где впервые появился термин «диаконисса» [2, с. 164]. Служение диаконисс всегда было направлено преимущественно на нужды женщин. В обязанности диаконисс входило миропомазание женщин после крещения (крещение она имела право совершить лишь при крайней необходимости), обучение основам веры, посещение женщин в их домах и оказание им помощи во время болезни, а также приношение причастия. Обычно диакониссой могла быть либо вдова либо дева. Также важно отметить, что в патристическую эпоху диакониссы причащались вместе со священниками — в алтаре. Однако постепенно чин диаконисс исчезает — например, в Византии он становится лишь званием и почетными обязанностями [2, с. 164]. Интересно, что в России, на поместном соборе 1917-1918 годов вопрос об этом чине выносят на повестку в Отделе о церковной дисциплине. Но доклад передают в соборный совет и возвращаются к нему лишь за 11 дней до закрытия собора. Вопрос остается открытым, так как успели утвердить только решение «о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения» [1, с. 207], согласно которому женщинам предоставлялось право участия в приходских, епархиальных собраниях и приходских советах, а также занятие должности старост. Таким образом, чин диаконисс хотя никогда и не был формально отменен в православной церкви, но в тоже время не был и формально восстановлен [1, с. 207-208].

В настоящее время приходится констатировать, что вопросы о женском священстве и епископате — одни из наиболее актуальных для христианского феминизма. Сейчас основными аргументами против женского священства Римско-католической и Православной церквей являются следующие: во-первых, ни одна женщина не вошла в число двенадцати Апостолов, а во-вторых, женщина не может быть образом Иисуса, который был мужчиной, а значит, лишь мужчины-священники в полной мере представляют Иисуса. Однако то, что женщины не стали Апостолами, еще не означает, что они не могут быть священниками [24]. Сам Иисус допускал женское священство, приводя и мужчину, и женщину к новому священству через крещение: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы

Во второй половине XX и начале XXI века все больше церквей приходят к выводу о возможности для женщин быть священниками или епископами. Например, в 2010 году в Старокатолической церкви Италии была рукоположена вторая женщина-священник [7], осенью 2013 года генеральный синод Англиканской церкви узаконил рукоположение женщин в епископы [8], в Швеции Антье Якелен (рукоположена в священники в 1980 году) была избрана епископом в городе Лунд [17], в Австралии Сара Макнейл была избрана епископом города Графтон [5]. А Папа Римский Франциск в одном из своих интервью заметил, что «церковь нуждается в обновлении» [12], и ему было бы интересно изучить вопрос о женской роли в церкви, так как «женский гений необходим в любой области, связанной с принятием важных решений» [12]. Нужно признать, что современная культура, как и общество, стремительно меняется и развивается, и все чаще современные христианские феминистки задаются вопросами, многие из которых были подняты в книге Ханс Кинг «Христианство: его сущность и история»: Быть может, настал момент Православной и Католической церкви признать, что Протестантская, Англиканская и Старокатолическая церковь ближе к Евангелию в вопросе рукоположения женщин? Не пора ли в духе Евангелия остановить дискриминацию и дискредитацию женщин, и обеспечить им соответствующий правовой и социальный статус? [19, р. 96].

Таким образом, анализируя многочисленные источники, мы видим, что христианский феминизм, выступая с позиций гендерного равенства, ставит своей целью ликвидацию стереотипов, существующих в рамках определенных культурно-религиозных традиций. Своим происхождением это направление обязано, с одной стороны, феминистским движениям, а с другой — такому интенсивно развивающемуся направлению гуманитаристики, как гендерные исследования. Истоки христианского феминизма можно обнаружить уже в произведениях конца XIX века. С тех пор его значимость постоянно возрастает, что наиболее отчетливо видно при анализе трудов по библеистике, в которых все чаще и чаще затрагивается гендерная проблематика, а также ведутся споры вокруг феномена женского священства и дискуссии относительно возможности существования «женской религии». Все это свидетельствует об актуальности темы не только для гуманитарной науки, но и для общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белякова Е. В. Женщина в церковном праве и попытка реформ на поместном соборе 1917 — 1918 годов//Религии Мира: история и современность. Материалы научной конференции «Церковное право и государственное законодательство в истории

2. Бер-Сижель Э. Служение женщины в церкви/Пер. Бакулов А. — М.: Библей-скобогословский институт св.Апостола Андрея, 2002.

3. Брайсон В. Политическая теория феминизма. /Пер. с англ. Липовской О. и Липовской Т. — М.: Идея-Пресс, 2001.

4. Брандт Г. А. Современный феминизм: переворот в историко-философский антропологической традиции Западной Европы//Адам и Ева. Альманах гендерной

5. В Австралии впервые единогласно избрали женщину епископом. Алетейя, 1997.

7. Еще одна женщина-священник появилась в Старокатолической Церкви Италии. URL:http://www.maranatha.org.ua/cnews/r/70782 (дата обращения: 14.03.2014).

8. Женщинам-епископам в Англиканской церкви дали «Зеленый свет».

9. Кирилина А. В. Феминистская критика языка//Словарь гендерных терми-

10. Колосова И. А. Религия в гендерном измерении //Введение в гендерные ис-

11. Мень А. Феминизм и Библия//Библиографический словарь. — Т. 3 — М.: Фонд им. Александра Меня, 2002. — С. 299-300.

12. Папа Франциск: необходимо быть толерантнее по отношению к женщинам, геям, абортам и разводам. URL: http://russian.rt.com/article/15700 (дата обращения: 14.03.2014).

13. Пушкарева Н. Л. Гендерная теория и историческое знание — СПб.: Алетейя, 2007.

14. Степанянц М. Образ женщины в религиозном сознании: прошлое, настоящее, будущее//Общественные науки и современность. — 1993. — № 4. — С. 177-183.

15. Третья волна в феминизме: 1990 — наше время. URL:http://feminism.pro/ novosti-i-obzory-ot-put-lisistraty/tret-ya-volna-v-feminizme-%E2 %80 %93-1990-nashe-vremya.html (датаобращения: 14.03.2014). Литера, 1994.

17. Церковь Швеции впервые возглавила женщина. URL: http://lenta.ru/news/ 2013/10/15/church/ (дата обращения: 14.03.2014).

18. Gamble S. Feminism and Postfeminism — L.; N.Y.: Routledge, 2006.

19. King H. Christianity: Its Essence and History. / Transl. Bowden J. — SCM Press and Continuum, 2005.

20. King U. Gender introduction: gender-critical turns in the study of religion // Gender, religion and diversity cross-cultural Perspectives /ed.by King U. & Beattie T. — L&N.Y.:

21. Jule A., Pedersen B. Tate Being Feminist, Being Christian — N. Y., 2006.

22. Ruth A. Wallace Catholic women and the creation of a new social reality// Gender

23. Stanton Elizabeth Cady The Woman's Bible — Northeastern University Press, 1993.

24. Why Ordination? URL: http://www.womensordination.org/content/view/4/84/1/0/

К. A. Gureva Christian feminism: the history and modern time

The article is dedicated to the history of the phenomenon of "Christian feminism". Three stages of the development of feminism are traced here. We define such concepts as "gender" and "gender studies" in this article. They are the most important aspects for analyzing such topics as "Christian feminism". The interference and mutual reaction are covered on example of "Christian feminism". This article describes such subjects as the new interpretation of Scripture, making "women's religion", problems of the translation of the Bible which based on the "gender neutral language". Also there is a brief analysis of the "Woman's Bible" which was written by Elizabeth Cady Stanton, whose name is usually associated with the first interest of Christian feminism. We paid special attention to the history of "diakoniss" and the problems of female priesthood. In conclusion of this paper we tried to describe the modern women's situation in Christian Church.

Keywords: gender, religion, feminism, Christian feminism, female priesthood, "Woman's Bible".

Журнал

Вестник Русской христианской гуманитарной академии

2014