21974 pavel

В воскресенье, 15/2 ноября 2009 года от Рождества Христова, упокоился о Господе Святейший Патриарх Сербский Павел (Стойчевич). Он родился на праздник Усекновения главы св. Иоанна Крестителя, 11 сентября 1914 года, в селе Кучанцы в Славонии (нынешняя Хорватия). В святом крещении в местном сербском храме Свв. Апостолов Петра и Павла (недавно, в 1991 году, разрушенном вооруженными силами Хорватии) был наречен именем Гойко. Их с братом, рано оставшихся без родителей, вырастила тетя Сенка, которой он за это был благодарен всю свою жизнь. Низшие классы гимназии окончил в Тузле, а шестилетнюю семинарию в Сараево (1930 — 1936). Перед самым началом Второй мировой волны он окончил Богословский факультет в Белграде (1936 — 1941), при этом параллельно учился в Медицинском институте (два года, прервав учебу из-за войны). В начале войны (6 апреля 1941 года) он был вынужден бежать из своего родного села в Хорватии (захваченного немцами и хорватскими усташами, убившими его брата Душана). В Белград он прибыл вместе с многочисленными сербами-беженцами, пережившими террор усташей.

В начале войны, чтобы содержать себя, работает строителем на белградских стройплощадках. Потом, в 1942 году, он оказывается в монастыре Св. Троицы в Овчарско-кабларском ущелье в центральной Сербии. В годы оккупации Сам Господь дважды спас его от смерти, грозившей ему от немецких оккупационных войск. В 1944 году преподает Закон Божий в г. Баня Ковиляча и воспитывает детей-беженцев из Боснии. Спасая мальчика, тонувшего в захваченной половодьем реке Дрине, простудился и тяжело заболел туберкулезом, но скоро, чудом Божиим, был исцелен в монастыре Вуян, где в благодарность Христу вырезал деревянный Крест. Тогда он решил принять монашеский постриг и таким образом всю свою жизнь посвятить Господу. С юных лет от жил скромно, подвижнически, скромно питался и мало спал, но много молился. Подвиг поста, воздержания, девственности и молитвы совершал он, крохотный и слабый, до конца свoей земной жизни, всегда будучи воздержанным в питании и одежде, не имея никакой собственности, кроме скромного количества книг, подобно свт. Василию Великому.

По принятии пострига в овчарско-кабларском Благовещенском монастыре, когда своим духовником Макарием, человеком святой жизни, был наречен апостольским именем Павел (Благовещение, 1948), он с 1949 по 1955 год состоял в братии монастыря Рачча на реке Дрине, в которой тогда подвизались отец Иулиан (Кнежевич) и отец Антоний (Джурджевич), в войну узник немецкого концлагеря Дахау), который впоследствии, по Промыслу Божию, 1 декабря 1990 года, на Соборе Сербской Православной Церкви из трех кандидатов вынул жребий с именем будущего Патриарха — Павла. Из монастыря Рача его посылают в аспирантуру в Афины, где он остается с 1955 по 1957 год. Оттуда он едет на богомолье ко Гробу Господню и Святым Местам. В Афинах узнает, что 29 мая 1957 года Святой Архиерейский собор Сербской Православной Церкви избрал его епископом Рашко-Призренским (главой Рашко-Призренской и Косово-Метохийской епархии). Его хиротония состоялась 24 сентября 1957 года. До сих пор в Греции и на Афоне рассказывают о его скромной монашеской жизни, кротости и мудрости и о большом духовном опыте. Позже, будучи епископом, он из Призрена чаще паломничает на Афон, водя на богомолье и своих священников, монахов и верующих.

Тяжкие тридцать четыре года Христовых оп прожил в страдальном сербском Косово и Метохии, в этих исконных древних сербских православных краях, пострадавших под длительным турецким игом и в особенности в войну 1941-1945 годов от албанских балистов-фашистов, а после войны от безбожных коммунистов. Но смиренный владыка Павел кротко носил свой архипастырский крест и, по мере своих сил, апостольски возрождал веру в народе, а также святые храмы и монастыри в этой древней епархии (в которой и сейчас, вопреки всем страданиям и разрушениям, остается свыше тысячи святынь и святилищ, то есть храмов и монастырей, воздвигнутых с XII по XX век). В этот период он написал монографию о монастыре Девич, а потом принял участие в издании монументальной книги «Задужбине Косова — споменици и знаменьа Српског народа» (Призрен-Београд, 1987, 880 стр.), которая на широком документальном материале свидетельствует о сербском православном характере Косово и Метохии.

Он жил в скромном братском корпусе в царском городе Призрене (это была турецкая гостиница, в конце XIX века выкупленная для сербского епископа русским консулом в Призрене И.С. Ястребовым). Это здание недавно сожжено и разрушено албанцами-мусульманами, исполненными ненависти к сербам и Православной Церкви, которым в злодеяниях оккупации и разрушения всего сербского и христианского поддержку, к сожалению, оказывают и евро-американские военныс силы под названием НАТО, а в этой поддержке свое содействие оказывает и так называемое «Европейское сообщество». За все время своего епископского служения владыка Павел старался и о Призренской семинарии, за которой он не только духовно надзирал, но и читал в ней богословско-литургические и духовно-пастырские лекции.

Дело богословско-духовного и особенно литургического и пастырского поучения и созидания своей паствы он продолжил как Патриарх, в Белграде. До сих пор вышло около десяти его произведений, посвященных этим темам, а также его проповедей, поучений и архипастырских посланий. Как председатель Синодальной комиссии он принимал участие в новом переводе на современный сербский язык Нового Завета и Служебника, вышедших в свет в качестве официальных изданий Священного Синода Сербской Православной Церкви. Он был редактором нового издания Сербляка (Сборника служб сербским святым) и других богослужебных книг. При нем в Диптих святых были внесены многие новые сербские священномученики и новомученики.

В 1988 году Богословский факультет в Белграде присвоил ему звание почетного доктора богословия, а спустя немного времени такое же звание ему было присвоено и Свято-Владимирской Духовной академией в Нью-Йорке. В 1990 году, 24 апреля, он принял участие в свидетельствовании об истине о церковно-народном, православном характере древнего сербского края Косово и Метохии в американском Конгрессе и продолжил свидетельствовать об этом как Патриарх, когда евро-американские воинские части HATO жестоко бомбили Сербию и Косово и потом насильно вступили на территорию Косово и Метохии, впоследствии передав ее мусульманским шиптарам, которые и прежде, а особенно с тех пор насильственно выгоняли сербов с насиженных мест и из их святынь, все еще оскверняемых и разрушаемых.

Сорок четвертым Предстоятелем Сербской Православной Церкви он был избран на Архиерейском соборе в Белграде 1 декабря 1990 года. На следующий день состоялась его интронизация в Белграде, а потом в древней Печской Патриархии, где веками была и по сей день находится кафедра Печских Архиепископов и Патриархов всех Сербских и Поморских земель.

На своей интронизации он отметил, что единственная «программа» его деятельности есть Евангелие Христово, и этой программы он последовательно придерживался. Почти каждодневно служил Божественную Литургию, особенно в период злосчастной последней войны, вспыхнувшей при развале Югославского государства (1991 — 1995), и потом, во время шиптарского сецессионистского восстания и последовавшей за этим безумной бомбежки силами НАТО невинной Сербии и самого Косово и Метохии (которая длилась семьдесят восемь дней: с 24 марта по 10 июня 1999 года).

Как Патриарх он неустанно посещал свой многострадальный православный народ в изгнании, в больницах и лагерях для беженцев, навещая раненых и заключенных, и для всех он был великим утешением веры и надежды. Он был свидетелем Христовым и проповедником человеколюбия, мира и любви. В самые тяжелые дни войны он свидетельствовал и ходатайствовал о мире и правде, осуждая всякое злодеяние и преступление, особенно разрушение и осквернение религиозных святынь. Всем всегда говорил и подчеркивал: «Будем людьми!» — и эти слова как бы слились с его именем, поэтому дети часто так произносили его имя: Патриарх Павел — Будем людьми! (Так, несколько дней по его погребении, вышло в свет новое издание книги журналиста Й. Янича под названием «Будем людьми — жизнь и слово Патриарха Павла»; она опубликована и на французском: «Soyons des hommes – vie et paroles du Patriarche Serbe Paul», 2008.)

Святейший Павел, и как иеромонах, всегда служил смиренно и глубоко молитвенно; он был на редкость музыкальным, пел он умильным голосом, не только служа Божественную Литургию, но часто и на клиросе. В православном мире, среди патриархов, иерархов, священства, монашества, в народе, среди богословов и ученых, культурных людей, поэтов и художников, он пользовался глубоким и искренним уважением. Патриарх Павел посетил все Православные Церкви в мире и принял всех православных патриархов и предстоятелей Церквей, а также многих прелатов иных вероисповеданий и религий. Во время войны, пытаясь добиться прекращения военных действий и установления мира, он встречался с религиозными и политическими лидерами соседних народов и государств.

Искреннее и глубокое уважение к своему любимому Патриарху сербский народ выразил особенно за пять дней поклонения его о Господе упокоившемуся телу, когда спокойный золотистый оттенок его лица излучал свет, как лики святых Божиих угодников, к которым, мы твердо уверены, Господь причислил и этого Своего верного первосвященника. В период своей двухлетней болезни святейший Павел регулярно, каждодневно причащался. Так он сознательно и с молитвой на устах принял Святые Тайны и в последнее утро на земле, в воскресенье 15/2 ноября 2009 года, и мирно почил о Господе в 10 часов 45 минут.

Его тело перенесли в кафедральный собор в Белграде, где оно покоилось пять дней. В четверг, 19 ноября, состоялось его всеправославное отпевание в храме Святого Саввы на Врачаре, в сослужении Патриарха Константинопольского Варфоломея, посланцев Русской и других Православных Церквей и всех иерархов Сербской Церкви, сонма духовенства и монашества и миллионного верующего народа. Патриарх похоронен, согласно его завещанию в монастыре Раковица под Белградом, рядом с могилой патриарха Димитрия.

Ежедневно в течение пяти дней всенародное поклонение упокоившемуся Патриарху в городах и селах Сербской Церкви звонили в колокола и служили Божественную Литургию.

На Божественной Литургии в понедельник 16 ноября в кафедральном соборе в Белграде было произнесено это «Слово», посвященное блаженной памяти патриарху Павлу:

Евангелие есть слово вечной жизни. Апостол Иоанн, любимый ученик Христов и девственник в откровении на Патмосе видел Ангела, носящего вечное Евиигелие (Откр. 14:6). Это вечное Евангелие есть Сам Сын Человеческий, Господь Христос Богочеловек, Который, воплотившись, стал человеком на всю вечность. Это вечная Божия Благовесть, благая весть Святой Троицы миру и роду человеческому, но – в личности Христа, воипостозированная в лице Единородного Сына Воплощенного, данная нам, людям, для вечной жизни. Каждый человек, как живая икона Христова, есть словесное Евангелие, ибо каждый человек создан для рая и жизни вечной.

Архиерей и святейший патриарх Павел, ученик Христов, был живым, воплощенным Евангелием, ходячим Евангелием среди нас, недостойных. Куда бы ни пошел, он Евангелие нес, Евапгелие воплощал, Евангелие исповедовал и проповедовал. Отроду носил он его в себе, всем сердцем следуя за Господом, первым Евангелиеносцем и Евангелиеделателем. А потом получил имя Павла, пятого евангелиста Христова. Павел значит «малый», малого роста, но и этот Павел, как тот, превзошел и третье Небо.

Малый Павел Стойчевич, из села Кучанцы в Славонии, из Призрена и с Косова, из Белграда и Сербии на гористых Балканах, вчера достиг третьего Неба. Великая радость на Небесах — и великий плач в сербских землях и краях от Дуная до моря. Но здесь это плач, пронизанный радостью, так же как и первые христиане плачем и радостью жили и с плачем и радостью проводили святого первомученика Стефана. Чудесное сочетание, непостижимое. Никакая наука, меньше всего психология, или мелкие человеческие логики и логистики не могут постичь тайну грустно-радостной истины Евангелия, крестно-воскресной жизни Евангелия. «Крест носить нам суждено»,— сказал сербский Владыка на Цетине. Но крест ведет в Воскресение и дает Воскресение. А без Креста нет и Воскресения.

Как апостол Павел, и новый Павел Всесербский и Всеправославный с детства страдал. Страдал он и в ту и в эту войну. И в ту и в эту войну его чуть не убили. Он служил Господу и в слабом теле, чудном и светлом, и святом, каким мы видим его здесь, каким мы видим его здесь, перед нами. Когда Святейший два года тому назад внезапно ослаб, он спросил одного Владыку: «Пойдешь ли ты на похороны Патриарха Павла?» Тот ответил: «Это будут не похороны, а перенесение мощей!»

Братья и сестры и дoрoгие дети, мы являемся свидетелями того, что перед нами воплощенное Евангелие. Пострадавшее или, лучше сказать с детства выстраданное Евангелие. Павел страдал особенно в Косово — тридцать три с половиной Христовых года. Гонимый, преследуем, битый, ругаемый, оплевываемый, унижаемый. Он никогда не жаловался, никогда не отвечал ненавистью. А говорил он о достоинстве богообразности человека, о достоинстве народа, о том, что только это христообразное достоинство войдет в Царствие Небесное.

И тогда некоторые говорили, может быть, и сейчас есть такие, которые говорят, что Павел был «полемохарис», что якобы хотел войны. А он на это так отвечал: «Есть война против зла, но в этой войне нельзя пользоваться злом. Будем людьми и среди нелюдей! Архангел Михаил повел войну на небе против диавола (Откр. 12:7 — 10) именно из-за зла и против зла, чтобы стать между Ангелами и диаволом, но притом он не пользовался злом против зла». Малый Павел выпрямился, чтобы защитить свой народ и в Косово, и Метохии, и в Сербских землях и краях. И я верую, что нас и наш народ православный отныне на Небесах еще больше будет защищать, представляя перед Господом свои молитвы и страдания, которые он сам пережил и воочию видел, все душевные и телесные страдания, перенесенные им в жизни, особенно в те годы, когда он был Патриархом Печским и Белградским и всех Сербских и Поморских земель. Но он будет приносить Богy и свои молитвы за всех людей и за весь мир.

Он всегда следовал Евангелию. И он был живое воплощение Евангелия. Отец Иустин (Попович) сказал: «Каждый человек создан для Евангелия. И каждый человек носит, и свидетельствует, и проповедует Евангелие, и пишет Евангелие, продолжает его писать». Это то, добавляет oтец Иустин, что евангелист Иоанн, завершая свое Евангелие говорит: Многое и другое сотоворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21:25). Что же это? Гипербола? Нет, но в каждом человеке пишется, продолжается Христово бессмертное Евангелие. Каждый человек своей жизнью, позвольте мне сказать, переписывает и дописывает его. Или, к сожалению, помрачает его в себе. Евангелие одно, но разны лучи света и благодати Евангелия, ибо оно — полифоническая симфония, полифоничны, но одновременно и симфоничен, лучи света Евангелия Спаса. Павел светил Евангелием, как мало кто в нашем мире, в нашем пространстве и времени.

И еще скажу: патриарх Павел был свидетелем и носителем любви ко всему творению Божию, любви ко всем детям Божиим. Он не был ни самолюбцем, ни чревоугодником, он не пестовал культ тела, но и не презирал тело. Он старался о своем слабом теле. И нам оставил как пример и завещание, что надо уважать каждое творение Божие, даже само тело, но не служить ему, как это, к сожалению, бывает сегодня. Люди стали рабами тела, ибо у них уже дух порабощен. У святейшего Павла дух был свободным, поэтому он освобождал и тело. Он заботился о теле, ибо и оно есть творение Божие. Неправда, что православные ненавидят мир и тело. Они только сознают, что грех и зло возможны и в мире, и в теле (1 Ин. 5:19; 2:15-17). А грех и зло — самая большая пагуба и гибель для богообразного человеческого существа; каждый грех и каждая страсть, особенно самолюбие, алчность и насилие, эгоизм и ненависть к людям, которая человекоубийственна, как у самого большого человекоубийцы диавола.

Патриарх Павел любил людей и детей. И был он живым ходящим ребенком Божиим. В Евангелии Господь особенно хвалит детей, говоря, что все люди должны быть как дети (Мф. 18:2—5). Сегодня Павел — дитя у Господа своего со всеми своими детьми, исстрадавшимися, ранеными, рассеянными, но все же богообразными и христообразными. И сегодня он на Небесах в соборе духов праведников, достигших совершенства (Ев. 12:22—23).

Блажен путь, воньже идет днесь душа его, яко уготована ей место упокоения. Да даст ему Господь место вечного покоя. А вечный покой — это не значит, что он спит где-то, охраняемый ангелами, вечный покой есть вечное движение, рост и кипение в вечном источнике жизни Божией, это согревание и радование на вечном очаге любви Святой Троицы. Это «вечно движущееся стояние, и вечно стоящее движение», по словам святого Максима Исповедника. Это жизнь вечная во Христе Богочеловеке, Который есть Земля живых. Это струи жизни вечной, замечаемые и ощущаемые у всех, кто во Христа живо верует, кто воскрес уже здесь, и особенно в Царствии Небесном. Это журчание той живой воды, которую ощущал и переживал в себе святой старец епископ Игнатий Богоносец, когда его вели в римский Колизей, чтобы он пострадал за Христа.

Святейший Владыко, молись Господу Человеколюбцу за всех детей твоих, за Косово и Метохию, за Сербию, Славонию, Йадовно, за Печ, и Дечаны, и Грачаницу. За всю вселенную и весь мир. Не забывай нас в своих Богу угодных молитвах, как не забывал ты нас и в этой жизни. Молись за всех нас, особенно за народ этот, который так остался верен тебе и остался верен Евангелию — верен Христу Богу и Спасу Твоему и нашему. Ему слава и благодарение во веки веков.

А Тебе вечная память у Господа и у всех нас — в Церкви Бога Живого.

 «Вестник русского христианского движения». № 196. I – 2010.