1553762558 4435

Почитание Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, несомненно, присутствовало в Церкви изначально, а в конце IV – начале V века начало оформляться в конкретные празднования. Общий праздник в честь всех событий из жизни Пресвятой Девы Марии – Собор Богородицы, примыкающий к Рождеству Христову, положил начало многим Богородичным праздникам.[1] Исповедание Девы Марии Богоматерью (Θεοτ?κος) на III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 году дало импульс для развития этого цикла.[2]

Несмотря на сравнительно позднее литургическое происхождение Богородичных праздников, о чествовании события Благовещения со времен раннего христианства свидетельствуют катакомбные росписи II века и изображения более позднего времени (IV-V веков). Открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения. Возможно, именно с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника.

Сохранился целый ряд праздничных слов на Благовещение под именами церковных писателей III-V веков: "святых Григория Чудотворца (РG. 10. Со1. 1145-1169), Афанасия Великого (РG. 28. Со1. 917-940), Григория Нисского (Montagna D. La lode alla Theotokos nei testi greci dei secoli IV-VII // Marianum 24 (1962), 536-539), Иоанна Златоуста (PG. 50. Соl. 791-796; 60. Соl. 755-760; 62. Соl. 763-770), Прокла Константинопольского (РG. 65. Со1. 679), Василия Селевкийского (PG. 85. Со1. 425-452)"[3]. Однако, подлинность авторства этих творений подвергается сомнению (епископ Ефесский Авраам (между 530 и 553) свидетельствует, например, что до него не было написано ни одной проповеди, посвященной Благовещению), и их датируют обычно более поздним временем.[4]

"В начале VIII века армянский автор Григор Аршаруни писал, что праздник Благовещения был установлен святителем Кириллом I, Патриархом Иерусалимским, то есть в третьей четверти IV века. В древнейших армянских Лекционариях, отражающих литургическую практику Иерусалима V века, самостоятельного празднования Благовещения ещё нет, но воспоминанию этого события посвящен 4-й день Богоявленских торжеств (т.е. 9 января)".[5] В грузинском переводе Иерусалимского Канонаря VII века, отражающего литургическую практику, сложившуюся в Иерусалиме в V-VI веках, под 25 марта приводятся литургийные чтения на "Благовещение Святой Деве Архангелом Гавриилом"[6]. Блаженный Иероним Стридонский (†420) пишет, что в Назарете, на месте, где Архангел благовествовал Деве Марии о зачатии от Нее Спасителя был сооружен храм в память Благовещения.[7] Возникает вопрос: если посвящали храм в честь этого великого события, то не освящали ли само событие благоговейным почитанием? Не был избран особый день, когда нарочитым образом торжественно прославляли Благовещение?

Немногочисленные сведения о константинопольском богослужении V-VI веков не позволяют утверждать что-либо определенное о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе. Но в VI веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак на Благовещение[8]; к концу VII века – это уже один из самых почитаемых в Константинополе праздников: 52-е правило Трулльского Собора (691-692) запрещает совершение полной литургии в период Великого поста, за исключением суббот, воскресений и праздника Благовещения. 52-е правило Трулльского Собора восходит к 49-му правилу Лаодикийского Собора (ок. 343), которое разрешает совершать полную литургию Великим постом только по субботам и воскресеньям[9]. Но, хотя 49-е правило Лаодикийского Собора не упоминает праздника Благовещения, это не исключает вовсе возможности совершения службы в честь Благовещения. Скорее, можно сделать вывод, что первоначально, когда праздник попадал на будние дни поста, он мог переноситься на субботу или воскресенье. Перенесение дней памяти святых с седмичных дней поста на субботу или воскресенье, как известно, широко практиковалось на Востоке, и структура православного великопостного цикла во многом обязана этому обычаю. И. Карабинов предполагает, что до Трулльского Собора днем, на который переносилось Благовещение, была суббота Акафиста и что Акафист Пресвятой Богородице в первоначальном виде был составлен для праздника Благовещения[10].

На Востоке повсеместное литургическое празднование Благовещения относится ко времени не позже VI – начала VII века. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; его богослужение неизменно совершается 25 марта. Сохранились подлинные беседы на Благовещение святителя Софрония Иерусалимского (VII в.)[11], святителя Германа Константинопольского (VIII в.)[12], преподобного Иоанна Дамаскина (VIII в.)[13] и многих других более поздних святых отцов и церковных писателей.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви V века известны слова на Благовещение, приписываемые блажен­ному Августину (3 проповеди "De Annuntiatione Dominica, I, II, III")[14], святому Петру Хрисологу (4 проповеди "De Annuntiatione D. Mariae Virginis" и проповедь "De Incarnatione Christi)[15] и святому Льву Великому ("De Annuntiatione Beatae Mariae Virginis")[16]. Календарь епископа города Седун Полемия Сильвия (435-455) упоминает 25 марта как день Крестной смерти Спасителя. В первой редакции Сакраментария Геласия (VII в.) Благовещение не указано, но уже в Сакраментарии папы Григория Великого (3-я четверть VII в.) оно находится под 25 марта (то же – и в так назваемом Геласиевом Сакраментарии VIII в.). О литургическом почитании Благовещения однозначно говорится в "Liber Pontificalis" времен папы Сергия I (687-701), где "Благовещение входит в число трех праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия".[17]


[1] Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. – М., 1996. С. 202.
[2] Мейендорф И., протопресвитер. История Церкви и восточно-христианская мистика// Сост. и общ. ред. И.В.Мамаладзе. – М., 2000. С. 67.
[3] Ванюков С. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в византийской и славянской богослужебной традиции// Богословский сборник. 2002. № 10. С. 138.
[4] Сергий (Спасский), архиеп. Полный Месяцеслов Востока. Т. 3. – М., 1997. С. 115-116.
[5] Ванюков С.А., Желтов М.С., Фельми К.Х. Благовещение Пресвятой Богородицы// ПЭ. Т. V. С. 255-256.
[6] Кекелидзе К., прот. Иерусалимский Канонарь VII века: Грузинская версия. – Тифлис, 1912. С. 55.
[7] Вышеславцев П. Двунадесятые праздники. – СПб., 1885. С. 25.
[8] SC. 110. Р. 20-41.
[9] Книга Правил. – М., 1893. С. 98, 170.
[10] Карабинов И. Постная Триодь. Исторический обзор, её план, состав редакций и славянских переводов. – СПб., 1910. С. 31.
[11] PG. 87γ. Со1. 3217-3288.
[12] PG. 98. Со1. 321-328.
[13] PG. 96. Со1. 648-661.
[14] Sermo CXCIII, CXCIV, CXCV (PL. 39. Со1. 2103-2110).
[15] Sermo CXL – CXLIV (PL. 52. Со1. 575-588).
[16] Sermo VI (PL. 56. Со1. 1140-1144).
[17] ПЭ. Т. V. С. 256.