uspenskij ikony muzeya

Содержание

Спас Благое Молчание Богоматерь Сретение Господне. Пророк Илия. Алексей Человек Божий Преподобный Иосиф Песнописец Преподобный Иосиф Волоцкий, “Святый Никита Епископ” Преподобный Никита, Епископ Халкинский чудотворец. 

Дорогому отцу

посвящает эту работу

автор

Начало церковно-археологическому музею при обществе любителей духовного просвещения положено было в 1872 году, когда при Обществе был образован отдел иконоведения. Так как в отдел стали поступать в значительном количестве старые иконы и другие священные предметы, то, по предложению бывшего настоятеля Данилова монастыря архим. Амфилохия, с утверждения Высокопреосвященнейшего Митрополита Иннокентия образовано было хранилище вышеобозначенных предметов в свободном здании Данилова монастыря. Первыми пожертвованиями для музея были – от Её Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Александровны – четыре иконы и от Св. Синода – до 60 икон. Заведовали хранилищем иеромонах Данилова монастыря Леонид и иеродиакон Антоний, под руководством архимандрита Амфилохия. Дальнейшая судьба этой коллекции была очень печальна. – После кратковременного пребывания в Даниловом монастыре, иконы, затем, отсюда были, частью, переданы Амфилохием в некоторые другие музеи, частью, – употреблены для пополнения иконостасов и проч. в Данилове монастыре, остальные же были вынесены в холодную пристройку к колокольне над св. воротами монастыря. В таком положении дело оставалось до последнего времени. По восстановлении деятельности отдела иконоведения, обращено было внимание на находившиеся в Даниловом монастыре иконы. Чтобы предохранить останки коллекции от дальнейших случайностей, Отдел позаботился о возвращении в помещения Епархиальной библиотеки оставшихся икон, что и было исполнено в 1900 году. В настоящее время в музее Общества не одна сотня икон, они до сих пор не приведены в систему и почти совсем н описаны, да и особого лица, заведующего музеем, пока еще нет. Мы слышали, что ц.-археологический Отдел Общества Любителей Духовного Просвещения намерен заняться образованием и организацией музея, столь необходимого для отдела, путем собирания оставшихся, за ветхостью или порчей без употребления, св. икон и других, относящихся к православному богослужению, священных предметов – Предпринимая издание снимков с наиболее интересных икон названного музея, мы решили снабдить их краткими описаниями и примечаниями. – В настоящий первый выпуск вошло всего лишь 11 икон. – Следующие выпуски будут выходить по мере накопления нового материала. В конце издания будет приложен необходимый указатель к нему. – Издаваемые нами переводы с икон исполнены г. Ром. Ром. Шимановским.

Источник: Успенский, А.И. Иконы Церковно-археологического музея общества любителей духовного просвещения. Вып. 1: Пер. исполнены Р.Р. Шимановским / А.И. Успенский. – М.: Печатня А.И.Снегиревой, 1900. – 23 с.

Спас Благое Молчание

Спаситель изображен в виде отрока с крыльями, руки крестообразно сложены на груди; голова окружена нимбом и восьмиугольной звездой, в которой надпись: “о. ѿ. и.“, по сторонам: “Ис Хс Благое Молчание” – Икона XVIII века, поступила из Св. Синода. Сюжет этот не редкость в православной иконографии, хотя и не разработан в русской археологической литературе. – В 1885 году такой знаток церковных древностей, как покойный С.А. Усов, по поводу этого изображения: “я слыхал, что этот называют “Спас Благое Молчание”. Признаюсь, решительно не понимаю смысла такого названия и думаю, что плохой чтец просто прочел моление (деисус), словом, молчание, смешав иотированное “е” с “ча1 – Ввиду того, что в рассматриваемой композиции фигура Спасителя напоминает изображение Софии – Премудрости Божией, можно предполагать, что Спас Благое Молчание есть видоизменение последней (как Слова Божия, Ипостасной Премудрости). Безмолвие – одно из основных свойств премудрости. “Муж мудрый безмолвие водит”, говорит Премудрый. “Устам твоим сотвори дверь и запор”, говорит Сирах (гл. XXVIII), “блюди, да не како поползнешися языком”. В частности, молчание являлось обетом благочестия подвижников (молчальников). На изображении “пророчества законного” в Сийском2 к устам распятого монаха прикреплен замок – символ молчания. – Во всяком случае, однако, изображение Иисуса Христа, как Благое Молчание, является, по-видимому, противоречием с названием Его, как Бога – Логоса. Но древне-христианская мысль весьма любила сопоставление – антитез и, в частности, по отношению к Божеству. Божественное Слово могло быть названо молчанием, как носитель Божественной тайны от века касательно домостроительства нашего спасения. В Апокалипсисе3 Спаситель является носителем печатей – тайны. Олицетворение молчания в виде Иисуса Христа могло совершиться тем удобнее, что в классической иконографии последнее также изображалось в виде бога Гарпократа. Гарпократ – египетский бог восходящего и весеннего солнца, в виду того, что изображался с пальцем, приставленным к губам, у греков и римлян подвергся метаморфозе, – явился богом молчания. Гарпократа представляли то в виде дитяти в пеленках, то в виде юноши в египетской митре, увенчанного красным и зеленым диском с волосами, падающими прядью, напоминающей рог изобилия, с которым он иногда изображался. Древние изображали обыкновенного Гарпократа на пакетах для обозначения того, что должно хранить секрет писем4. Таким образом, “восходящее солнце” египтян могло явиться в христианском мире “солнцем правды”, сохранив атрибуты египетского происхождения [митра (В “переводах с древних икон из собрания А.М. Постникова”, изд. В. И. Успенским, СПб. 1898 г., Спас Благое Молчание в Митре и с ключами в руке) диск, волоса, напоминающие своими локонами рог изобилия]; молчание (silentium) римлян стало “благим молчанием” у христиан. Изображение “Спас Благое Молчание” мы находим в Салернском соборе5 в собрании древних икон, принадлежащих графине П.С. Уваровой, в Московских – Успенском соборе и Новодевичьем монастыре, в Федосеевской молельне в Риге6 в Музее Императора Александра III в Петербурге. Композиция, которую мы видим на рассматриваемой иконе музея Общества Любителей Духовного Просвещения, встречается на литых изображениях, напр., в музеях Новгородском7 и Тверском8 – Интересное видоизменение древней композиции иконы Спас Благое Молчание представляет другая икона музея Общества Люб. Дух. Просвещения. Надпись на ней: “Исус. Благое Молчание”. Спаситель – в митре, в волосах – тороки; руками, скрещенными на груди, Он поддерживает с одной стороны – крест, трость и копие, с другой хартию со словами: “ Дух Господень на мне егоже ради помаза благовести нищим”. На обороте иконы надпись: “Ефиму Михайлову Кирьянову за написание трудов 6 ру”(блей). – Икона поступила в музей из Св. Синода. –

* * *

1

       Древности. Труды Императорского Московского Археологического Общества. Том X. М. 1885. Стр. 90.

2

       Проф. И.В. Покровский. Сийский иконописный подлинник. Стр. 30–32.

3

       1 гл., 16 и 20 ст.

4

       Dictionnaire mithologique universel, part. d – r. E. Incobi, trad. – parl. Th. Benard, Paris. 1846; cp. Noel Abrega da la Mithologie universelle Paris 1815, p. 301.

5

       Древности. Труды Имп. Московского Археологического Общества. Т. IX, гл. II–III. М. 1883. Протоколы. Стр. 50.

6

       См. Труды Рижского Археологического съезда. Т.Ш. М. 1900 г. статья М., В. и А. И. Успенских, Рижские церковные древности. Стр. 168 – 170.

7

       Краткое описание Новгородского музея, стр. 28–29.

8

       Жизневский, А.К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. № 420. См. Древности. Труды Имп. Моск. Археологич. Общества. Т.Х. М. 1885 год. Ср. 149. Отдельное издание, – стр. 108.

Богоматерь

Надпись: “ Мр. Ѳ. Во всю ширину иконы круглая, с старинными окнами и зубчатыми карнизами, башня. Пред нею спиною к башне, богоматерь с горящею свечою в руках, стоит на подножии, среди темной пещеры, окруженной горами. Находящиеся в этой пещере с правой и левой сторон люди – старцы, средовеки и юноши – обратили свои взоры и простерли руки с молитвою к Богородице. – объяснение этой иконы в 11 икосе акафиста Богоматери. – Подобное рассматриваемому изображение есть на иконе Благовещения с лицевым акафистом по полям, находящийся в Ростовском Борисоглебском монастыре в теплой Благовещенской церкви. – Здесь над подписью “икос 11. – Светоприемную свечу сущим во тьме явльщуюся зрим святую Деву” представлена “посреди Божья Матерь со свечою. По правую и левую сторону люди с распростертыми руками из тьмы смотрят на Божью Матерь. – Здесь в средине здание зубчатое”9.

* * *

9

       Сборник на 1866 год, изданный Обществом Древне-русского искусства при Московском публичном музее. Смесь. Заметка архимандрита Амфилохия: “Описание иконы Божией матери Благовещения с лицевым Акафистом по полям, находящейся в Ростовском Борисоглебском монастыре в теплой церкви Благовещенской”. Стр. 149.

Сретение Господне.

Во всю ширину иконы представлено обширное здание; в нем, на правой от зрителя стороне, в особом отделении, на подножии стоит Симеон Богоприимец с благословляющим Богомладенцем на руках; пред Симеоном, левее, Богоматерь, в черных траурных одеждах, руки сложены и простерты; между Богородицею и Богоприимцем, внизу жертвенник, на одеянии которого восьмиконечный крест с тростию и копием и надписью:”Црь славы. IС ХС.” За Богоматерью Анна Пророчица, левою рукою касается одежды, правая простерта с перстосложением, лицо обращено к стоящему далее Иосифу с клеткой с голубями в руках. Надписи над Иосифом: “Петръ”, “Iосиѳ”; первая сделана по ошибке, но тип Иосифа на иконе, действительно, напоминает изображение ап. Петра. – надписи: над Анною: “Анна”, над Богоматерью “Мр. Ѳ., над Симеоном “Семиѡн. Богопріимец”, над иконою “Сретеніе Гдне”. Назади иконы красные сургучные печати. Икона поступила из Св. Синода. “Сопоставляя между собой относящиеся к Сретению памятники разных эпох, – говорит проф. Н.В. Покровский, – нельзя не видеть, что изображение это представляет много мелких вариантов, но основа его остается неизменной. Явившись в V в. и получив полную иконографическую определенность, в смысле византийско-русских понятий об иконе, не позднее IX–X в., Сретение не получило столь широкого развития, как напр., Благовещение, или Рождество Христово. Это объясняется характером самого события, примыкающего более, подобно Обрезанию, к Ветхому Завету, чем к Новому и скудностью древних сказаний о нем”10. Софийский подлинник под 2 февраля ограничивается кратким замечанием, что должно писать “над Пречистою и Семиономъ покровъ по краямъ полаты“, предоставляя выполнение сюжета хорошо известного иконописцам, которые, несомненно, и писали в схеме, наблюдаемой нами по дошедшим до нас памятникам. Подлинники XVII–XIX вв. предписывают изображать Симеона со свитком, вводят служанку с птичками, называя ее женою Иосифа и закрепляют форму русской церкви для Иерусалимского храма. В подлиннике Императорского Общества Любителей древней письменности из собрания князя П.П. Вяземского читаем: “Над Пречистою и Симеономъ покровъ празелень, краемъ виситъ. Симеонъ старъ, седъ, брада поуже Богословли, власы главные, аки Илиины, риза празелень, исподъ лазорь; Христа принял на руку свою, а в руке свитокъ и въ немъ писано: ныне отпущаеши и проч. А Пречистая стоитъ по обычаю, а за нею Иосифова жена, аки Пятница держитъ два птенца белы. А за Симеономъ стоит св. Анна пророчица и зритъ на Пречистую. Церковь была объ одном верее и палаты, а за ними ограда”. По сводному подлиннику, ”Сретение Господа нашего Иисуса Христа пишетя тако: святилище предобре усторенное, в святилище пророк Захария одеянъ во священное одеяние, на главе митра двоерогая по ветхому закону и с ним иереи ветхозаконные по обычаю. А во святилище, за завесою, кивотъ завета Господня и два херувима осеняюще алтарь и книга завета Господня. Пресвятая Дева Богородица прииде во святилище и стоитъ по обычаю; Симеонъ встретилъ Христа Спасителя и на руки своя принялъ. Симеонъ подобиемъ старъ, седъ, брада и власы главные, аки Илии пророка, риза празелень, исподъ лазорь, Превечнаго Младенца Господа нашего Иисуса Христа держитъ на рукахъ своихъ; въ руке свитокъ, а въ немъ написано: ”ныне отпускаеши раба своего, Владыко, по глаголу Твоему съ миромъ, яко видеста очи мои спасение Твое” и проч.; а за Пречистою стоитъ Иосифъ Обручникъ и Анна Пророчица, дщерь Фанилева. Иосифъ держитъ два птенца белы.” По поводу помещения Захарии на изображении Сретения по сводному подлиннику можно заметить следующее. – ” Отцы Церкви – св. Григорий Нисский – повествуют, что Захария, отец Предтечи, первослуживщий во время Сретения во храме, введя в него Пречистую Деву с Младенцем, поставил ее не там, где назначено было стоять женам, принимавшим очищение, но на месте, определенном для девиц, куда не допускались замужние, ”просвещенный Духом Божиим и зная тайну девства ненарушенного въ рождении“11. – По греческому подлиннику, в изображении Сретения пишется: “храмъ и куполъ, подъ которымъ столъ и золотая кадильница. Св. Симеонъ Богоприимецъ принимаетъ на свои руки Младенца Христа и благословляетъ Его. По другую сторону стола Пресв. Дева простираетъ к нему руки; позади нее Иосифъ держитъ въ своей одежде двухъ голубей; возле него Анна пророчица, указывающая на Христа; в свитке ее написано: “Сей Младенецъ сотворилъ небо и землю“12. Благословение Спасителя Симеоном, указанное греческим подлинником совершенно неуместно. – Особый перевод Сретения представлен в Акафисте13 – кисти Царского иконописца Симона Феодорова Ушакова в Грузинской церкви в Москве. В центре роскошных палат, представляющих собою храм Иерусалимский, – престолъ с книгою, осеняемый двумя херувимами. – Симеон Богоприимец, стоя на подножии, держит над престолом Богомладенца, Который правою рукою коснулся груди старца, левою – крыла архангела. – Стоящая перед Сименом Богоматерь простирает руки для обратного принятия Спасителя. Далее Анна Пророчица со свитком: ”Всемъ чающимъ избавление в Иерусалиме” обратилась к Иосифу, держащему в руках клетку с голубями. Ангел, указуя рукою Иосифу наверх, тем самым объясняет ему Божественное происхождение Младенца. Позади Иосифа толпа людей, – мужчины, женщины и дети с изумлением внимают словам Симеона. Вверху благословляющий обеими руками Бог Отец возседает на троне, поддерживаемом херувимами. – Внизу по краям изображения сидят два пророка, – один (Исайя) с книгою, раскрытою на словах: ”Се дева во чреве прииимет и родит”, стоящий возле него ангел указывает рукою на Сретение, как на исполнение пророчества; второй пророк – со свитком. – ”В трех отдельных изображениях, искусно расположенных и нисколько не нарушающих единства главного действия, художник выразил также пророчество Симеона: ”се лежит сей на падение и восстание многих в Израиле...и тебе самой оружие пройдет душу” (Лук. 11, 34–35). Мысль о падении выражена под формою падающих идолов на одной из башен палат и, может быть, под формою грешников, падающих в бездну ада; внизу иконы; мысль о восстании в виде группы праведников внизу, поднимающихся из ада, причем ангелы сковывают сатану, виновника падения. Икона страстной Богоматери с ангелом, показывающим младенцу орудия страданий, помещенная на левой башне палат, указывает на последнее из пророчеств (ст. 35). Вообще, – замечает проф. Н. Вас. Покровский, это изображение Сретения превосходно как по идее, так и по выполнению, тем более оно достойно внимания, что имеет самобытный русский характер14. В 1669 году в Образной Палате были следующие иконы Сретения. ”Сретения Гсдня две иконы. – Образ Сретения Господня, оклад и дробницы серебряны, золочены, венцы сканные с финифты”. Что касается до подробности на рассматриваемой иконе Сретения из музея Общества Любителей Духовного Просвещения, – изображения восьмиконечного креста с тростию и копием, то она по памятникам византийским нам неизвестна. Но эту особенность мы встречаем на некоторых русских иконах, напр. на одном металлическом образке Музея Императора Александра III в Петербурге, на иконе XVI–XVII в. Киевского церковно-археологического музея № 96 и других. Палаты, подобные представленным на иконе Сретения из музея Общ. Люб. Дух. Просвещения, – явление довольно редкое в памятниках русских. Вообще рассматриваемая икона заслуживает внимания по своей композиции. Происхождение этой иконы может быть отнесено к XVII – му веку, как это можно судить и по надписям на ней.

Архангел Гавриил, – оплечное изображение, волосы кудрявые, с тороками. – Икона поступила из Св. Синода, – В миниатюрах IV–IX вв. тип ангела далеко ее не установился. В катакомбных стенописях ангелов нет, здесь встречаются только античные изображения крылатых гениев детей. Для изображения ангела могли служить образцами крылатые фигуры Победы на древних барельефах и летящей Ириды с нимбом, как в миниатюрах миланской Илиады и ватиканского Виргилия. На триумфальной арке Либериевой базилики (VI в.) несколько изображений крылатых ангелов; так, – крылатый ангел, прилетая, благовестит Богородице. Но в изображении Троицы – три ангела за столом Авраама на фризе главного корабля – безкрылые. Буквально понимая слово ἄγγελος – вестник, миниатюрист венской книги Бытия (IV–V в.) вестников изображает с крыльями. – Таковы два вестника на миниатюре 21-ой, пришедших к Иакову, чтобы известить его о прибытии брата Исава (Быт. XXXII, 6–8). Но ангел, боровшийся с названным праотцем (Быт. XXXII, 19 и след.), представлен в этой же рукописи без крыльев. В древности ангелы нередко изображались рядом или позади главных лиц, в качестве спутников. На 30-й миниатюре того же венского кодекса Бытия – Иосиф отправляется к своим братьям в поле Сихемское, сопутствуемый ангелом. В древнейших изображениях ангелов есть что-то воздушное; их одежда и крылья бело-голубоватого цвета; падающие широкими прядями, как у Аполлона, волосы завязаны тороками, на ногах сандалии. “В памятниках V–VI в., говорит проф. Редин, – ангелы вообще, большею частью, являются с лицами чисто женского типа; коричневые волосы, которые на лбу охватывает белая повязка, крылья коричневого цвета; в белых классических одеждах, с ногами босыми или в сандалиях. Лишь позже со времени все более усиливающего проникновения в религиозную обрядность церемоний византийского двора, происходит видоизменение этого типа, и оно сказывается прежде всего в одежде, в перемене белого цвета на яркие, разнообразные цвета. Об ангелах в белых одеждах в живописи говорит Григорий Назианзин (Orat. XXV); такой цвет вполне отвечает декоративным особенностям нового стиля, т.е. византийского, вводящего вместо белых фонов иные, каковым является в данном случае золотой15. Впоследствии ангелы изображаются в патрицианском или царском костюме; одежды и сапожки пурпурового цвета. ”Этим внешним отличием, замечает Редин, внешними признаками, переносимыми из сферы обрядов и церемоний византийского двора в сферу религиозную, византийское искусство отмечает оттенки иконографических представлений. В данном случае ангелы, как силы небесные, а не просто вестники, при том известного чина – архангелы – отмечены царским костюмом16. Архангел Гавриил изображается всегда на иконах Благовещения. Тогда он представляется обычно в моменте движения, с широко расставленными ногами, большими крыльями, в развевающемся плаще; в волосах тороки, десница благословляющая17. – В 1669 году в Образной Палате в Москве были следующие изображения архангела Гавриила: ”Образ архангела Гавриила, оклад басемной. – Образ святого апостола Луки да архангела Гавриила да Николая чудотворца да святой мученицы Мавры, оклад басемной, венцы сканные с финифты. – Образ архангела Гавриила, оклад басемной, венец сканный. – Образ всемилостивого Спаса, внизу архангел Михаил да архангел Гавриил, – вырезаны на яшме, вставлены в деревянной цке, оклад и дробницы серебряны золочены. – Образ архангела Гавриила18; всего пять икон” – По софийскому подлиннику под 8 ноября в соборе архангела Михаила, ”Гавриил. Верхняя риза празелень, средняя, киноварь с белилы, испод санкир с белилы.” Под 26 марта: ”Собор архангела Гавриила и прочих. На Михаиле на архангеле, риза киноварь, средняя лазорь, испод багор красен вишневой; а на Гаврииле празелень, средняя кеноварь, испод багор, держит Спаса во облаке; Млад Сын” (по другому списку – Спас) ”на трех херувимах, а около Спаса Ангелы”. В Строгановском подлиннике под 8 ноября у Гавриила ”риза празелень. Средняя киноварь с белилом, испод санкир с белилом”. Изображены два архистратига, держащие в медальоне Еммануила, за ним сонм ангелов, внизу херувимы. Подобное же изображение и под 26 марта. В сводном подлиннике под 8 ноября, – между прочим, читаем: ”Архангелы младым образом пишутся, курчеваты, видением благолепны, и велики прекрасны”. Под 26 марта: ”Собор святого Архангела Гавриила. На Гаврииле риза киноварь, средняя лазорь, испод багор красен, на Михаиле риза празелень, средняя киноварь, испод лазорь; держат Спаса Еммануила в облаке, от него свет, кругом него архангелы и ангелы, херувимы и серафимы, и все девять чинов. Ангелы Господни, хотя и духи невещественные, но пишутся в образе красных юнош, их же красоты изрещи невозможно: лица их бяху пресветлейшие, очи любезно взирающие, власы главы их, аки снег белы, злотовидное показующ блещание, одежды их яко молния бяху, препоясаны поясы златыми по сосцам крестообразно. Святых седми превысочайших Архангелов, небесных сил, их же имена суть сия: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. Бяше же сих святых Архангелов в древняя времена в ветхом граде Рима, в Неаполе, граде Кампонийском, в Панорме, граде Сицилийском, в святых церквах лица их иконописным художеством на деках, мусиею же по стенам церковным написаны быша. Их же начертание сицевое: святый Гавриил изображен бе держащ десницею фонарь с возженною внутрь свечею, в шуйце же зеркало каменно ясписа зелена, червленности нечто местами в себе имуща. Сия подпись подписывается каждым архангелом: Гавриил вестник Божиих тайн.” и т.д.

* * *

10

       Проф. Н.В. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. СПб., 1892. Стр. 108.

11

       Сказания о земной жизни Богоматери. Стр. 182.

12

       Ἑρμηνεία, 113. § 167.

13

       Обе эти иконы см. В исследовании Г.Д. Филимонова, включенном в Сборник Общества древне-русского искусства на 1873 г.: ”Симеон Ушаков” а также в докторской диссертации проф. И.В. Покровского ”Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских“ СПб. 1892 г. Стр. 107.

14

       Проф. Н.В. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. Стр. 107.

15

       Редин. Мозаики Равеннских церквей. Стр. 87–88.

16

       Там же, стр. 183–184.

17

       См., напр., изображение благовествующего Архангела в ”Сийском иконописном подлиннике” проф. Н.В. Покровского на стр. 24, рис. 2.

18

       Рук. М. Отд. Общ. Арх. М. Им. Дв. от. 34 № 595.

Пророк Илия.

В центре иконы пророк Илия в пещере, у потока, правою рукою оперся на посох, левую положил на колено, голову обратил назад – вверх к слетающему к нему ворону. По сторонам этого центрального изображения восемь отдельных клейм, в которых представлены разные моменты из жизни святого. В первом клейме, начиная сверху – слева – рождество пророка. Надпись: “Рождество ст҃го пр҃рока Ілии.” В палатах на красивом ложе возлежит родильница, у изголовья, на ложе отец пророка, – положил руку под свою голову; за спиной матери спеленатый младенец, которого принимают два ангела. Все изображенные здесь лица – в нимбах. – Во втором клейме – воскрешение пророком сына Сарептской вдовы. Надпись: ”Прииде Илья в Сарефту Сионскую. К жене вдовице всели ту и сна ея воскреси.” Палаты. – К пророку, представленному со свернутым свитком в руках, обращается с речью вдовица; между ними стоит ее маленький сын; дальше – в тех же палатах на ложе тот же отрок лежит (мертвый), скрестивши руки на груди. – В третьем клейме – предсказание царю Ахаву о трехлетней засухе. Надпись: “Илья пророчествова Ахаву црю яко не быти дождоу три лета”... Палаты. На троне восседает Ахав, в шапочке, ноги его покоятся на подножии, в правой руке свернутый свиток, левая положена на колено. – Сзади трона, за Ахавом, стоит женщина (Иезавель?). Пред царем пророк, правую руку простер в рассуждении, в левой держит хартию со словами: “Ревнуя поревновахъ поревновахъ.” – Во втором ряду изображниий, налево от центрального, – жертвоприношение жрецов Вааловых. Палаты – город. Внизу – на дровах телец. Два жреца, справа, руки свои и взоры обратили кверху с молитвой о ниспослании огня на жертву. Против них пророк Илия с простертой десницей – жезл отрицания, в шуйце держит хартию, в которой написано: “Ревнуя поревновахъ по Где Бозе вседержителе” На правой стороне от центрального изображения жертвоприношение пророка Илии. Пророк устремил свой взор и руки простер к небу. От приготовленной перед пророком жертвы сильный пламень в виде высокого огненного столба поднимается к небу. Изумленные жрецы Ваала в недоумении смотрят друг на друга. – в Третьем, нижнем ряду изображений – в первой клейме, слева (от зрителя), – избиение пророков Вааловых. Пророки Ваала лежат – несколько человек в ряд. Над ними пр. Илия, вонзает нож в горло одному из них. Действие происходит на горе; вдали – дерево. – Во втором клейме – явление ангела пророку Илие. В горах, покрытых растительностью – деревьями, лежит пророк; ангел будит его. – В последнем клейме – взятие Илии на небо. Илия, в белой одежде, без милоти, несется на огненной колеснице (в виде четырехугольного ящика на колесах) на облака, левою рукою указывает вверх, правой подает стоящему внизу пророку Елисею милоть. У ног последнего река Иордан. Икона эта замечательна по превосходному исполнению, принадлежащему, несомненно, одному из наиболее выдающихся иконописцев XVII века, к каковому времени можно отнести икону, судя по надписям на ней. – Икона поступила в музей из Вознесенского монастыря. – На иконе кое-где сохранились части древнего серебряного оклада; на обратной стороне она подложена крашениной. – Самым древнейшим изображением из жизни пророка Илии является взятие его на небо. Изображения взятия Илии на небо появляются весьма рано в христианском искусстве на гробницах, как аллегория воскресения. Пророк изображался на колеснице, везомой четырьмя лихими конями, одной рукой он держит вожжи, а другой бросает милоть на руки Елисея, покрытые полою из благоговения к этой благодатной одежде, чтобы не касаться ее непосредственно. Для обозначения вечной юности, вступившего в райское блаженство пророка, на саркофагах он представлялся молодым и безбородым. Внизу колесницы Иордан, в виде человека, с камышом в руке и в венке из тростника, локтем опирается на урну, из которой бежит вода. Некоторые древнейшие изображения взятия Илии на небо имеют ту особенность, что на втором плане на них помещались две издали наблюдающие чудо фигуры – сыны пророческие, о которых говорится в 4 книге Царств, что они “стояху издалеча”. На барельефе Латеранского музея они изображены в виде – двух детей, выражающих свое изумление пред светоносной колесницей. Ангел, или ангелы, на иконах управляют лошадьми при взятии Илии на небо, – это согласно мнению некоторых толковников, будто Илия был взят на небо ангелами19. На иконе из собрания А.М. Постникова, бывшей в 1898 г. на выставке в С. – Петербургском Археологическом Институте, пророк Илия изображен в пещере, близ потока. На заднем плане – горы, исполненные в шаблонном стиле. Надпись возле головы пророка – уставом XIV–XV в.: “святому Илии вранове приносят о небес пищу в гор...“ Вверху по золотому фону надпись реставрированная: “Агiосъ пророкъ Божiй Илiя.20“ – На литых изображениях пророка Илии есть такой образок XV в. в Тверском музее № 455 (ср. 456). Пророк представлен на колеснице, несомой на облаке, которая поддерживается архангелом Михаилом. Пред ним, в углу, из другого облака, видна рука с двуперстным сложением. Елисей ухватился за одежду Илии (милоть). Внизу, с правой стороны, на особом плане изображен пророк Илия, и ворон несет ему хлебец.21 В переводах с икон из собрания И.В. Тюлина22 на табл. LVI пр. Илия изображен во весь рост, в левой руке держит хартию, правую поднял вверх с двуперстным сложением; на табл. LVII представлено: Илия у потока принимает пищу от ворона, явление ангела пр. Илии, переход пророка с Елисеем через Иордан и взятие Илии на небо. – В греческом подлиннике о пр. Илии замечено кратко: “старец, брада седая.23“ В Софийском подлиннике под 20 июля – “пророк Илия, в свитце: ревнуя поревнова.“ В Строгановском подлиннике под тем же числом изображено взятие Илии пророка на небо. Илия в колеснице о двух колесах, запряженной парою крылатых коней, в огненном пламени передает стоящему внизу на земле Елисею милоть. Вверху в углу благословляющая десница – символ Божества. Илия пророк – “сед, риза верхняя багор, а под исподом шуба лазорь а на Елисее риза багор с белилом.“ В Сийском подлиннике пророк Илия на л. 120 представлен в виде старца со всклокоченными волосами, в опоясанной тунике и мантии, сделанной из шкуры животного, с двумя свитками в руках. На л. к҃з он же – в виде старца со всклокоченными волосами и большою бородою, в тунике и козлиной шкуре, накинутой на плечи; надпись – для свитка: “Ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержителе и закла безстудных.“ В сводном подлиннике под 20 июля читаем: “Святаго славного пророка Илии, предвари Рожество Христово за 816 лет. Сей огненною колесницею яко на небеса взят и пред вторым пришествием с Энохом приити иматъ; подобием старъ и седъ, власы коматъ, брада продолговата до персей и терхава, аки праотца Авраама, на вые его платок, риза его милоть или шуба, выворотъ мохнатъ козлии, исподъ светлодикая празелень, в руке свиток, а в нем написано: “Ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержителе, яко оставиша заветъ твой сынове Израилевы, и олтари твоя раскопаша, и пророки твоя избиша оружием, остахъ аз единъ, и ищутъ души моея изъяти ю.“ – В минеи четьи пишет: “муж бяше косматъ, и пояс усменъ о чреслехъ его.“ – Строгий лик пророка Илии, шевелюра и одежда, конечно, соответствуют тому образу пророка, ревнителя и пустынника, который рисуется при чтении жития его.

Св. Анна, мать Богородицы, – шуйцу простерла как бы в рассуждении, десницу подняла кверху с перстосложением. Вверху иконы, пред св. Анною – ветхозаветная Троица. – На иконах св. Анна обыкновенно изображается вместе с Иоакимом – память их 9 сентября. Под этим числом в Софийском подлиннике: “Богоотец Иоакима и Анны...У Анны риза верх киноварь, испод лазорь”24. Под 25 июля по тому же подлиннику ”святая Анна, Мати Богородицы. Риза бакан, испод лазорь, руце обе молебны“25. По сводному подлиннику под 9 сентября, “на Анне риза верхняя киноварь, испод празелень, в руках держит младенца Пресвятую Богородицу... Анна проживе лет 79“26. Под 25 июля: ”Успение святой преподобной Анны, матери Пресвятой Богородицы; подобием стара, лицом морщиновата, риза верхняя киноварная, исподняя лазоревая”27.

* * *

19

       Martigny. Diet. des antiq. chr. p. 230–231.

20

       Перечень предметов древности на выставке в Археологическом Институте. Спб. 1848. Стр. 12. № 6.

21

       Древности. Труды Императорского Московского Археологического Общества. Том X. М. 1885. Последование А.К. Жизневского: ”Описание Тверского музея.” Стр. 152.

22

       М.И. и В.И. Успенские. Материалы для истории русского иконописания. Спб. 1900 г. табл. LVI и LVII.

23

       Ἑρμηνεία § 135.

24

       Стр. 18

25

       Стр. 127.

26

       Стр. 148.

27

       Ст. 398.

Пророк Илия.

В центре иконы пророк Илия в пещере, у потока, правою рукою оперся на посох, левую положил на колено, голову обратил назад – вверх к слетающему к нему ворону. По сторонам этого центрального изображения восемь отдельных клейм, в которых представлены разные моменты из жизни святого. В первом клейме, начиная сверху – слева – рождество пророка. Надпись: “Рождество ст҃го пр҃рока Ілии.” В палатах на красивом ложе возлежит родильница, у изголовья, на ложе отец пророка, – положил руку под свою голову; за спиной матери спеленатый младенец, которого принимают два ангела. Все изображенные здесь лица – в нимбах. – Во втором клейме – воскрешение пророком сына Сарептской вдовы. Надпись: ”Прииде Илья в Сарефту Сионскую. К жене вдовице всели ту и сна ея воскреси.” Палаты. – К пророку, представленному со свернутым свитком в руках, обращается с речью вдовица; между ними стоит ее маленький сын; дальше – в тех же палатах на ложе тот же отрок лежит (мертвый), скрестивши руки на груди. – В третьем клейме – предсказание царю Ахаву о трехлетней засухе. Надпись: “Илья пророчествова Ахаву црю яко не быти дождоу три лета”... Палаты. На троне восседает Ахав, в шапочке, ноги его покоятся на подножии, в правой руке свернутый свиток, левая положена на колено. – Сзади трона, за Ахавом, стоит женщина (Иезавель?). Пред царем пророк, правую руку простер в рассуждении, в левой держит хартию со словами: “Ревнуя поревновахъ поревновахъ.” – Во втором ряду изображниий, налево от центрального, – жертвоприношение жрецов Вааловых. Палаты – город. Внизу – на дровах телец. Два жреца, справа, руки свои и взоры обратили кверху с молитвой о ниспослании огня на жертву. Против них пророк Илия с простертой десницей – жезл отрицания, в шуйце держит хартию, в которой написано: “Ревнуя поревновахъ по Где Бозе вседержителе” На правой стороне от центрального изображения жертвоприношение пророка Илии. Пророк устремил свой взор и руки простер к небу. От приготовленной перед пророком жертвы сильный пламень в виде высокого огненного столба поднимается к небу. Изумленные жрецы Ваала в недоумении смотрят друг на друга. – в Третьем, нижнем ряду изображений – в первой клейме, слева (от зрителя), – избиение пророков Вааловых. Пророки Ваала лежат – несколько человек в ряд. Над ними пр. Илия, вонзает нож в горло одному из них. Действие происходит на горе; вдали – дерево. – Во втором клейме – явление ангела пророку Илие. В горах, покрытых растительностью – деревьями, лежит пророк; ангел будит его. – В последнем клейме – взятие Илии на небо. Илия, в белой одежде, без милоти, несется на огненной колеснице (в виде четырехугольного ящика на колесах) на облака, левою рукою указывает вверх, правой подает стоящему внизу пророку Елисею милоть. У ног последнего река Иордан. Икона эта замечательна по превосходному исполнению, принадлежащему, несомненно, одному из наиболее выдающихся иконописцев XVII века, к каковому времени можно отнести икону, судя по надписям на ней. – Икона поступила в музей из Вознесенского монастыря. – На иконе кое-где сохранились части древнего серебряного оклада; на обратной стороне она подложена крашениной. – Самым древнейшим изображением из жизни пророка Илии является взятие его на небо. Изображения взятия Илии на небо появляются весьма рано в христианском искусстве на гробницах, как аллегория воскресения. Пророк изображался на колеснице, везомой четырьмя лихими конями, одной рукой он держит вожжи, а другой бросает милоть на руки Елисея, покрытые полою из благоговения к этой благодатной одежде, чтобы не касаться ее непосредственно. Для обозначения вечной юности, вступившего в райское блаженство пророка, на саркофагах он представлялся молодым и безбородым. Внизу колесницы Иордан, в виде человека, с камышом в руке и в венке из тростника, локтем опирается на урну, из которой бежит вода. Некоторые древнейшие изображения взятия Илии на небо имеют ту особенность, что на втором плане на них помещались две издали наблюдающие чудо фигуры – сыны пророческие, о которых говорится в 4 книге Царств, что они “стояху издалеча”. На барельефе Латеранского музея они изображены в виде – двух детей, выражающих свое изумление пред светоносной колесницей. Ангел, или ангелы, на иконах управляют лошадьми при взятии Илии на небо, – это согласно мнению некоторых толковников, будто Илия был взят на небо ангелами19. На иконе из собрания А.М. Постникова, бывшей в 1898 г. на выставке в С. – Петербургском Археологическом Институте, пророк Илия изображен в пещере, близ потока. На заднем плане – горы, исполненные в шаблонном стиле. Надпись возле головы пророка – уставом XIV–XV в.: “святому Илии вранове приносят о небес пищу в гор...“ Вверху по золотому фону надпись реставрированная: “Агiосъ пророкъ Божiй Илiя.20“ – На литых изображениях пророка Илии есть такой образок XV в. в Тверском музее № 455 (ср. 456). Пророк представлен на колеснице, несомой на облаке, которая поддерживается архангелом Михаилом. Пред ним, в углу, из другого облака, видна рука с двуперстным сложением. Елисей ухватился за одежду Илии (милоть). Внизу, с правой стороны, на особом плане изображен пророк Илия, и ворон несет ему хлебец.21 В переводах с икон из собрания И.В. Тюлина22 на табл. LVI пр. Илия изображен во весь рост, в левой руке держит хартию, правую поднял вверх с двуперстным сложением; на табл. LVII представлено: Илия у потока принимает пищу от ворона, явление ангела пр. Илии, переход пророка с Елисеем через Иордан и взятие Илии на небо. – В греческом подлиннике о пр. Илии замечено кратко: “старец, брада седая.23“ В Софийском подлиннике под 20 июля – “пророк Илия, в свитце: ревнуя поревнова.“ В Строгановском подлиннике под тем же числом изображено взятие Илии пророка на небо. Илия в колеснице о двух колесах, запряженной парою крылатых коней, в огненном пламени передает стоящему внизу на земле Елисею милоть. Вверху в углу благословляющая десница – символ Божества. Илия пророк – “сед, риза верхняя багор, а под исподом шуба лазорь а на Елисее риза багор с белилом.“ В Сийском подлиннике пророк Илия на л. 120 представлен в виде старца со всклокоченными волосами, в опоясанной тунике и мантии, сделанной из шкуры животного, с двумя свитками в руках. На л. к҃з он же – в виде старца со всклокоченными волосами и большою бородою, в тунике и козлиной шкуре, накинутой на плечи; надпись – для свитка: “Ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержителе и закла безстудных.“ В сводном подлиннике под 20 июля читаем: “Святаго славного пророка Илии, предвари Рожество Христово за 816 лет. Сей огненною колесницею яко на небеса взят и пред вторым пришествием с Энохом приити иматъ; подобием старъ и седъ, власы коматъ, брада продолговата до персей и терхава, аки праотца Авраама, на вые его платок, риза его милоть или шуба, выворотъ мохнатъ козлии, исподъ светлодикая празелень, в руке свиток, а в нем написано: “Ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержителе, яко оставиша заветъ твой сынове Израилевы, и олтари твоя раскопаша, и пророки твоя избиша оружием, остахъ аз единъ, и ищутъ души моея изъяти ю.“ – В минеи четьи пишет: “муж бяше косматъ, и пояс усменъ о чреслехъ его.“ – Строгий лик пророка Илии, шевелюра и одежда, конечно, соответствуют тому образу пророка, ревнителя и пустынника, который рисуется при чтении жития его.

Св. Анна, мать Богородицы, – шуйцу простерла как бы в рассуждении, десницу подняла кверху с перстосложением. Вверху иконы, пред св. Анною – ветхозаветная Троица. – На иконах св. Анна обыкновенно изображается вместе с Иоакимом – память их 9 сентября. Под этим числом в Софийском подлиннике: “Богоотец Иоакима и Анны...У Анны риза верх киноварь, испод лазорь”24. Под 25 июля по тому же подлиннику ”святая Анна, Мати Богородицы. Риза бакан, испод лазорь, руце обе молебны“25. По сводному подлиннику под 9 сентября, “на Анне риза верхняя киноварь, испод празелень, в руках держит младенца Пресвятую Богородицу... Анна проживе лет 79“26. Под 25 июля: ”Успение святой преподобной Анны, матери Пресвятой Богородицы; подобием стара, лицом морщиновата, риза верхняя киноварная, исподняя лазоревая”27.

* * *

19

       Martigny. Diet. des antiq. chr. p. 230–231.

20

       Перечень предметов древности на выставке в Археологическом Институте. Спб. 1848. Стр. 12. № 6.

21

       Древности. Труды Императорского Московского Археологического Общества. Том X. М. 1885. Последование А.К. Жизневского: ”Описание Тверского музея.” Стр. 152.

22

       М.И. и В.И. Успенские. Материалы для истории русского иконописания. Спб. 1900 г. табл. LVI и LVII.

23

       Ἑρμηνεία § 135.

24

       Стр. 18

25

       Стр. 127.

26

       Стр. 148.

27

       Ст. 398.

Преподобный Иосиф Песнописец

В схимонашеских одеждах, с кукулем назади, стоит на коленях, простерши руки, перед Богоматерью, стоящей перед ним со свитком в руках; надпись на свитке ”Владыка Господи Иисусе Христе Сыне мой услыши молитву”... Напротив Богоматери вверху, в облаках, Спаситель с благословляющей двуперстно десницей и со свернутой хартией в шуйце. На полях иконы припись: а) мученица Ирина, со свернутым свитком в правой руке и с восьмиконечным крестом в левой в) Св. Димитрий Ростовский, – в митре, с благословляющей десницей и с Евангелием в шуйце. Икона поступила из Хотькова монастыря. В подлинниках указаны два Иосифа Песнописца, – один под 26 января, другой под 4 апреля. Подлинник по Софийскому списку Новгор. Редакции не указывает, как нужно писать первого из названных пр. Иосифа, ограничившись лишь следующим замечанием: “ В той же день Принесение мощем иже во святых отца нашего Феодора, игумена обители Студийския, Осифа, брата его епископа Селуньскаго.” – В сводном подлиннике под 26 января замечается: “И память святого Иосифа, епископа Селунского, сей брат преподобного Феодора Студийского. Иосиф подобием рус, брада аки Козмина подоле, в схиме, ризы преподобнические, нецыи и пишут его в ризах епископских”. О втором Иосифе в софийском подлиннике говорится: ”Преподобного отца нашего Иосифа, творца каноном...Иосиф, творец каноном сед, брада Николина, на концы уже. Ряска вохра с белилы. С левого плеча манатья опала” – По сводному подлиннику: ”Преподобного отца нашего Иосифа песнописца и творца канонов; подобием стар и сед, брада аки Николина, на конец поуже, ризы преподобнические, исподняя вохра с белилы, в руке книга, а в ней написано: “Ускори щедрый и подщися, яко милостив на помощь нашу, яко можеши хотяй”. Ведати и сие подобает, яко два во святых обретаются Иосифа песнописца. Первый Иосиф брат родной преподобного Феодора Студита, епископ Селунский, его же память ианнуария в 26 день, другий Иосиф, сей, сей преподобный сосудохранитель великия церкви бывый, бе в лето 6338 многа и различна икон ради изгнания подъя”36. На рассматриваемой иконе изображен Иосиф схимонах, – именно епископ Солунский.

Какая из двух мучениц Ирин, указанных в подлиннике под 16 апреля, изображена на настоящей иконе в приписи? – По Софийскому подлиннику, где указана одна “мученица Ирина”, у последней – “на главе плат, риза празелень, багор с белилы, испод лазорь37. – В сводном подлиннике под 16 апреля: “Святых мучениц триех дев сестр, Агапии, Хионии и Ирины, пострадавших за Христа, быша в лето 5796. Ирина подобием младая, на главе наметка белая, власы испод наметки на плеча распущены долги, риза светла зеленая, испод багряна, в руке крест. – И святыя мученицы иныя Ирины, подобием аки Анна, матерь пресвятыя Богородицы, но токмо сия помоложе, риза зеленая, на главе ризою же покров, испод багряная”38. – Сравнивая изображения Ирины на рассматриваемой иконе и св. Анны, нетрудно заметить их сходство между собою. Следовательно, здесь представлена Ирина не из числа трех дев, а иная.

* * *

36

       Стр. 311.

37

       Стр. 91.

38

       Стр. 321.

Преподобный Иосиф Волоцкий,

В схимонашеских одеждах, с кукулем на плечах, шуйцею придерживает мантию, десницею указывает на созданную им Волоколамскую обитель, представленную на иконе в очень хорошем и подробном рисунке. Здесь мы видим монастырские стены, башни и церкви; на колокольне видны колокола литовского литья (в форме черепушки). Перед монастырем – деревья. На иконе ясно видны следы поправок. Поступила она из Вознесенского монастыря. Преподобный Иосиф основал свой монастырь, находящийся в 18 верстах от г. Волоколамска, Московской губ., в 1479 году, при удельном Волоколамском князе Борисе Васильевиче, брате Великого Князя Ивана Васильевича. Иосиф преставился 9 сентября 1515 года, вверив свою любимый общежительный монастырь попечению Великого князя, которого перед своей смертью со слезами молил позаботиться о сохранении в его монастыре в полной силе заведенных им порядков. – Помещенный на иконе вид Волоколамской обители заслуживает полного внимания, как один из древних. В 1669 году в Образной Палате были: “Три иконы Иосифа Волоцкого чюдотворца – Иосифа Волоцкого чудотворца шестьдесят восемь икон”. В иконописных подлинниках пр. Иосиф указан под 9 сентября. – По Софийскому подлиннику. “Преподобный отец Иосиф Ламской. Сед, брада Сергиевой поуже, плешив, испод празелень”. В сводном подлиннике читаем: “И преподобного отца нашего Иосифа Волоколамского, бе в лето 7024; подобием сед аки Сергий, брада покороче Сергиевой, пошире и тупа, риза преподобническая, схима на плечах, ризка вохряная”. В житиие пишет: ”бе же святый возрастом умерен и лицем благообразен, браду же имея окружену мерну, прежде русу, а в старости сединами сияющу39”.

* * *

39

       Икон. Подл. Сводной ред. М. 1876. Стр. 148–149.

Преподобный Иосиф Волоцкий,

В схимонашеских одеждах, с кукулем на плечах, шуйцею придерживает мантию, десницею указывает на созданную им Волоколамскую обитель, представленную на иконе в очень хорошем и подробном рисунке. Здесь мы видим монастырские стены, башни и церкви; на колокольне видны колокола литовского литья (в форме черепушки). Перед монастырем – деревья. На иконе ясно видны следы поправок. Поступила она из Вознесенского монастыря. Преподобный Иосиф основал свой монастырь, находящийся в 18 верстах от г. Волоколамска, Московской губ., в 1479 году, при удельном Волоколамском князе Борисе Васильевиче, брате Великого Князя Ивана Васильевича. Иосиф преставился 9 сентября 1515 года, вверив свою любимый общежительный монастырь попечению Великого князя, которого перед своей смертью со слезами молил позаботиться о сохранении в его монастыре в полной силе заведенных им порядков. – Помещенный на иконе вид Волоколамской обители заслуживает полного внимания, как один из древних. В 1669 году в Образной Палате были: “Три иконы Иосифа Волоцкого чюдотворца – Иосифа Волоцкого чудотворца шестьдесят восемь икон”. В иконописных подлинниках пр. Иосиф указан под 9 сентября. – По Софийскому подлиннику. “Преподобный отец Иосиф Ламской. Сед, брада Сергиевой поуже, плешив, испод празелень”. В сводном подлиннике читаем: “И преподобного отца нашего Иосифа Волоколамского, бе в лето 7024; подобием сед аки Сергий, брада покороче Сергиевой, пошире и тупа, риза преподобническая, схима на плечах, ризка вохряная”. В житиие пишет: ”бе же святый возрастом умерен и лицем благообразен, браду же имея окружену мерну, прежде русу, а в старости сединами сияющу39”.

* * *

39

       Икон. Подл. Сводной ред. М. 1876. Стр. 148–149.

Преподобный Никита, Епископ Халкинский чудотворец.

Так назван этот святой в надписи на иконе. – В столпе представлен одетый в преподобнические одежды старец с седой бородой, на клобуке кресты, орудия страданий и надпись: “ника”, на одежде так же кресты, орудия страданий и надпись: “Ic.Хс.” В правой руке (от зрителя) преподобный держит хартию со словами: ”и глагола сего ради рехъ вамъ яко никто может”; левая рука ладонью обращена к зрителю, большой палец ее необыкновенно уродлив, он огибает собою всю кисть, которая как будто вросла в него. Над Никитою Нерукотворный Спас. – На иконе заметны следы поправок. Поступила она в музей из Вознесенского монастыря. В подлинниках известны два преподобных Никиты, один Переяславский (24 мая), другой Халкидонский (28 мая). – О первом в Софийском подлиннике XVI века читаем. “В той же день преставление святаго Никиты Столпника, Переяславского чудотворца...Никита Переяславский надсед, брада доле Симеоновы, около главы власки легоньки. Столп празелень, другая половина празелень бела с вохрою”43. В сводном подлиннике XVIII в.: ”И преподобного отца нашего Никиты Столпника, Переяславского чудотворца; подобием стар и сед, брада подоле Власиевой, вельми бела, на конец узка и раздвоилась, от брады с левой стороны косм долг, мало не до пояса, на главе клобук лазоревой со кресты, ризы преподобнические, стоит на столпе. Сей возложи на ся вериги железныя и труждашася, и ради оных же вериг убиен бысть в лето 6694“44. В Софийском подлиннике45 под 28 мая о другом Никите говорится: “Преподобного отца нашего Никиты, епископа Халкидонского... Никита епископ Халкидонский. Брада короче Власиевы, раздвоилась, риза лазорь, испод багор с лазорью, а на нем амофор“. – В сводном подлиннике: “Преподобного отца нашего Никиты исповедника епископа Халкидонского; подобием сед, брада покороче Власиевы, раздвоилась, власы на главе с ушей кратки, ризы святительские лазоревые, испод багрян, в омофоре, в руках жезл архиерейский. Сей бе в лето 6336, много пострада за святые иконы от иконоборец“ – 46. Ясно, что на рассматриваемой иконе из музея Общества Любителей Духовного Просвещения изображен Никита Переяславский и при том ближе к позднейшему (сводному) подлиннику, нежели к Софийскому. Надпись же на ней сделана невежественным мастером. – В 1669 году в Образной Палате были: “Образ Никиты Переяславского чудотворца, оклад басемной, венец сканной, с финифты. Никиты Столпника Переяславского чудотворца шесть икон, оклад серебрян, золочен, басемной. – Никиты Переяславского чудотворца шестьдесят девять икон“. Этот перечень икон с изображением Никиты Столпника указывает на значительное их распространение в XVII веке.

Москва, 23 августа 1900 г. А. Успенский.

* * *

43

       Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку, конца XVI века. Издание Общества Древне-русского искусства. М. 1873. Стр. 106.

44

       Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века. Издание Общества Древне-русского искусства. Под ред. Г.Д. Филимонова. М. 1876 г. Стр. 253.

45

       Стр. 107.

46

       Стр. 355–356.