sergij spasskij mesyats vost

1

Св. праведный Филарет милостивый. В месяцеслове Василия св. Филарет называется пафлагонянином. В сем месяцеслове рассказано история о воле и означено место потребения св. Филарета именно: монастыре Суда (τῆσ κρίοσως), в коем погребен пр. Андрей критский (17 окт.), а после Арсений, патриарх константинопольских (13 в. Дю-Канж IV, 112). Неизвестный писатель о гробах царских XI века так говорит о месте погребения внуки св. Филарета: в монастыре ливадийском госпожи Евффросимы находится гробницы из вифинского камни, в которой лежит Константин сын Ирины, ею ослепленный, и Мария первая его жена, внука святого Филарета милостивого, и две их дочери Ирина и Евфросина (Ваndur. imp. оriеut. Т. I. 124. Т. II. 816). Полное жизнеописание св. Филарета находится в греческом сборнике житий (Новой Рай Νεὸς παράδεισος). Некоторые черты его находятся в месяцеслове Василия и говорят за достоверность жизнеописаний; ибо царям должна быть известна жизнь царей предков. Из самого жизнеописания видно, что писатель его был современник или по крайней мере близок ко времени святого, как сие видно из того, что, передавая рассказ одного из близких к св. Филарету, удостоившегося видеть его по блаженной кончине в раю, автор два река повторят: победа нам се клятвою (в конце жития). Некоторая черты его жизнеописания подтверждаются византийскими историками: Кедриным и Зонарою. (См. Димитрий, митроп. ростов. стр. 147). Кедрина первая жена Константина называется Мариною; она была из Амний из Армян. Константин женился на ней по воле матери Ирины на 19 году своей жизни (788 от Р. X.) и на 9 году царствований своего и своей матери. Город Амния, без сомнения, назывался по имени реки Амнии, впадающей в Галис и показываемой на картах в Пафлагомии. В царствование Константина порфирородного (912–959), оставившего описание областей империи своего времени, назывшихся фемами (θάμα), часть Пафлагфнии и Кампадокия отходила к феме Арменак с городами: Синопом, Амасиею, Иворою, Залихом, Адрапою, Аминсом, Неокесариею (Ваndur. Т. I. 7). По сему совершенное согласие между житием и месяцеслов Василия, называющими св. Филарета пафлогонянином, и Между Кедриным, называющим Марию из Армениаком т. е. по новому разделению. Зонара после († ок. 1150), не понимая сего, говорит: одни производят дочь Филарета, славянского щедростию к бедным, из армянской провинции, другие из Пафлогонии.

2

Пророк Авиакум. Созомен (кн. VII, гл. 29) так говорит об обретении мощей его: тогда (при Феодосий младшем) обретены были пророки Аввакум и, спустя не много, Михей. Тела обоих, как я слышал, указаны были божественным сновидением Зевенну, бывшему в то время епископом церковь элевферопольской. Имя месту, где обретен Аввакум, было Кела или прежний город Кила. От того города на 10 стадий отстоит местечко Вирафсатия, близ которого находился гроб Михея.

3

Феодор александрийский. В месяцеслове Василия сказано, что мощи его до сего дня (до конца X века) источают исцеления притекающим к ним.

Пр. Иоанне молчальнике. В Деян. св. (Mai III. 232 и 16) сведения также из Кирилла скифопольского, очевидца святого. Метафраст ни мало не изменил подлинника. Самый древний перевод жития его на слав. язык в супральской минее XI в. марта 31. Мощи его в теле аки живого видел игумен паломник Даниил в монастыре св. Саввы в нач. XII в. В слав. прологе о нем же 7 дек. как об Иоанне постнике, яко бы о другом. Сказание составлено 7 дек. автором второй редакций месяцеслова Василия славянином, яко бы о другом, по неведению.

4

Св. великомуч. Варвара. Об ее актах Бароний говорит: есть ее акты известные под именем Иоанна Дамаскина и Арсения, другие изданы Метафрастом, которые все поместил Сурий в 6 томе; есть и другие рукописные в некоторых древних кодексах; они разнятся между собою: есть разности относительно места страдания ее, ибо одни говорят, что она пострадала в Тусции, другие – в Никомидии, но большая часть в Илиополе, равно как из греков Метафраст, а из латинян Момбриций (Т. I). Но достовернейшие акты, известные под именем Иоанна Дамаскина и другие, находящиеся в древнейших кодексах, утверждают, что она увенчалась мученичеством в Никомидии; что касается до времени, то, кажется, повреждены кодексы, которые относят ее ко временам Максимиана. Достовернейшие акты, которые мы имеем в нашей библиотеке и которых начало: после импер. Александра Максимин (235–244), свидетельствуют, что она пострадала при Максимине, преемнике Александра, и что обучена св. письмецам Оригеном. Доселе Бароний. Ассемани продолжает; но месяцеслов Василия свидетельствует (4 дек.), что она пострадала при импер. Галерие Максимиане (ок. 306 г.), быв усечена своим отцом Диоскором; тоже и в прологе греческом, там и здесь говорится, что она была с Востока, что по-видимому, более относится к Илиополю финикийскому, чем к Никомидии. Илиопольцы считают ее за свою. Близ Едессы месопотамской был древний монастырь во имя св. Варвары и проч. (Cal. un. eccl. Т. V. 408). Канон, написанный ей Стефаном палестинским, говорит за тоже. Морчелли и Бутлер соглашаются в общем с мнением Ассемани. У Фабриция перечислены 8 актов (еdit. Наrles. X. 203). Метафрастовы акты на греч. языке изданы в полном курсе Патрологии Миня (Т. 116. 302). В Царьграде церковь во имя ее построил импер. Лев Мудрый (886–912). В ней были и мощи ее. Но они яко бы перенесены в Венецию в 991 году (Дю-Канж IV, 144), вероятно часть их. Известно, что «дочь греч. императора Алексия Комнина, по имени Варвара, бывшая в супружестве за В. кн. киевским Святополком – Михаилом, принесла их Царьграда мощи своего ангела, св. великомуч. Варвары, которые положены были в Киево-Михайловском монастыре, в церкви сооруженной Святополком (в 1168 г.), где открыто почивают и доселе». И. Р. Ц. Преосв. Макария Т. II. стр. 228. Изд. 2. Сн. Штадлера (Неiligen – Lexiсоn). На западе призывают ее в буре и в опасностях от огня. Она считается покровительниею артиллерии.

Св. Иоанн Дамаскин. В слав. минее сокращение жития Ионна Дамаскина, составленного Иоанном патриархом иерусалимским. В Деяниах св. (Mai 6) греч. подлинник жития с латинским переводом. Писатель патриарх иерусал. Иоанн имел в виду некоторые записи на арабском языке, как сказано в конце повествования (n. 40). Сам же он жил, как полагают, спустя около двух столетней после кончины преподобного. (Lе Quиеn. Орр. s. Damasc. Т. I. in nоtis ad vitam). См. Димитрий М. Ростов. стр. 148. Время кончины св. Иоанна Дамаскина достоверно не известно: Ландерер (У Герцога в Rеаl Еnсуklор. VI, 740) полагает ее между 754–787. Болландисты, Штадлер и другие ок. 780 г. По преосв. Филарету в Учения об отцах (§ 959) она была, вероятно, в 777 году, в Обзоре песнопевцев – в 776 году.

5

Пр. Савва освященный. Жизнь его подробно описана современником его монахом Кириллом скифопольским, который в отрочестве удостоился его благословения и писал жизнь его со слов учеников св. Саввы. Она переведена на русский январь и издана в Христианском Чтения 1823 г. Ч. 12. Но летосчисление в ней не совсем согласуется само с собою, вероятно, по ошибкам писцов. Мощи пр. Саввы в теле, аки живого, видел в его лавре игумене Даниил, русский паломник в начале XII в.

6

Св. Николай мирликийский. У Фабриция показано 7 актов его: Андреа критского, Мефодия, патриарха константинопольского (842–846), которое иногда надписывается именем Михаила архимандрита монастыря Хинолакков в Вифинии при Оксии горе, Никиты пафлогонянина († 880), царя Льва Мудрого (889–912), Метафраста в Хв. и двои неизвестных (Bibl. gr. X. 298). Есть и другие сказания о св. Николае у Лямбеция (Т. IV. 160). Фальконий в 1751 г. издал особую книгу о св. Николае, но впал в грубую ошибку, слив св. Николая мирликийского с Николаем пинарским 7 века, что опровергнул Иосиф Ассемани (Cal. un. еccl. Т. И» 419). Ле-Кьен о сем святителе говорит: о сем св. Николае ученые критики нашего века наводят сомнения, но я с ними не соглашаюсь по причине авторитета Евстратия пресвитера константинопольского, жившего в VI в. при патриархе Евтихии († 582.). У него в трактате о состоянии умерших после сей жизни (он помещен Львом Алляцием в книге о согласии церквей восточной и западной касательно чистилища 1655 г. и затем в 17 том Bibl. Рatrum) в опровержение тех, которые говорят, что души человеческие по разлучении с телами ничего не делает, приводится свидетельство из жизни св. Николая, из коего несомненно видно, что 0н был сидскопом в Мираха ликийским при императоре Константине. «Такого рода событие, говорит Евстратий, мы находим и при Константине Великом царе, которое волею Божиею совершил св. епископ Ликии Николай; ибо в его жизни повествуется следующее: некто Непоциан и проч.», далее говорит об известном явлении св. Николая Константину Великому во сне. Так. обр. жизнь св. Николая написана по крайней мере в V веке, когда жители Мир хорошо знали, что недавно в IV в. ими управлял св. Николай... Пусть имени Николая мирского нет в латинском списке никейских отцов; но в нем нет и других имеет из числа 318, заседавших на соборе; а в другом списке арабском, который издал Иоанн Сальден англичанин в своем Комментарии об Евтимии александрийском, перечисляется: их; гораздо более и в числе их последний и 305 – Николай мирcкий. Тело его перенесено в Бар-град в 1087 году, это, говорит был 746 год от его кончины, там что, по вычислению мирян, св. Николай говорил жизнь в 341 году. (Оriens christ. I. 967). У Штадлера (Неiligеn – Lexiсоn) говорится, что кончину его полагают между 345–352. Известно, что день кончины его пожитию был пятница 6 декабря. По пасх. таблицам после никейского собора 6 декабря на пятницу падает в 328, 334, 345 и 351 годах. В доказательство того, что св. Николай жил во времена Константина В. и был на 1 вселенском соборе ссылаются еще на два древние каталога отцов упомянутого Евстратия пресвитера константинопольского 6 века, изданные Львом Алляцием (в его сочинение de urtiusque coclesiae оccиdentalis et drientalis porpetha in dogmate dе purgatorio сon-one. Un Desmolets. Мemoires de Litterature et d Histoire Т. I. р. 166 против Тильмона в защиту св. Николая). В Константинополе св. Николаю (но кажется мученику) построен был храм Василидом Патрицием и Квестором при Иустиниане. (Mercelli Т. I. 265). Несомненно, что в IV в. был святитель Николай мирликийский и было житие его V веке. Но дошло ли до нас в первоначальном своем виде, это еще вопрос ученой критики в Трудах киевской Академии (1873 г. Декабрь) доказывается, что многие события в житии его взяты из житии другого святителя Николая Мирликийского, бывшего при Иустиниане (527–565). Действительно в месяцеслове греч. апостола XI-XII в. нанианcкой библиотеки есть 6 декабря память другого святителя Николая при Иустиниане Великом. Смешение двух житий сих святителей более, чем -. Но что из жития второго перешло в житие первого, док- решить трудно. Св. Андрей критской в слове – – Николая праздник во имя его называет священным и всепразднственным, в который собирались верующие в храм в воспоминание святого. В слове он упоминает о явлении святого царю во сне и о избавлении чрез то не справедливо осужденных от смерти, о том, что он оказывает помощь призывающим его на море в бурю, о том, что он, явившись корабельщикам с грузом хлеба, убедил их плыть в Адриакскую пристань и избавил чрез то свой народ от голода, о том, что он обратил от ереси маркионитов блаженной памяти Феогния епископа их . (Curs. comрl. Patrol. Migne Т. 97. р. 1199). Итак или уже в конце 7 века оба жития слились в одно, или после сего многое из жития Николая старшего перешло в житие Николая младшего.

7

Св. Амвросий медиоланский. В славянской минее из Павлина пресвитера его иных достверных (Феодорита). «В начале жизнеописания Павлин так Между прочим пишет блаженному Августину, еп. иппонийскому, который просил его написать жизнь св. Амвросия: так как я неприличным считаю уклоняться от повеления твоего; то для назидания читателей под руководством твоих молитв краткою хотя неискусною речью опишу то, что слышал от почтеннейших мужей, прежде меня предстоявших ему, и особенно от сестры его Марцеллины, или что сам видел, находясь в услужении у него, или что узнал от тех, кому он являлся по смерти, как сами они рассказывали.» Св. Димитрий, М. ростовский стр. 148. Бароний кончину его относит к 4 апреля. 397 г., Геншений в Деяниях (Apr. I, 38) к 7 апр. 398 г., согласуясь с преданием миланским. Против него за Барония восстали Паги и Тильмон (X, 761) и вообще Баронию следуют и все новейшие. Он скончался в великую субботу, а она падает на 4 апр. 397 года. Рукоположен он 7 дек. 374 года. Мощи его хранятся ныне в особой кустодии Амвросиевой церкви в Милане. Сн. Филарета Уч. об отцах § 159, Фесслера Патрологию (Instit. Patrol. Т. И) и Православн. Обозрен. 1861 г.

Богородица в Кураторовых. В Константинополе был храм во имя Божией Матери, построенный Вериною супругою Льва Макелла. Начальствовал над работою некто Куратор, отсюда и название храма (ἐν τοισ Κουράτορισ). Храма был построен на подобие гроба Господня близ площади Тавра. Хотя Куратор значит: целитель, но икона Божией матери целительницы (см. 18 сент.) имеет другое происхождение; ибо изображается исцеляющею клирика.

8

Пр. Патапий. Есть на Патапия два слова св. Андрея критского (изданы у Комбефизия и в Патрологии Миня Т. 97 стр. 1206–1254); на основании их написана Метафрастом его жизни на греч. языке опять у Миня (Т. 116. стр. З58) В месяцеслове Василия сказано, что мощи его положены в Константинополе, где он и скончался. Св. Андрей в словах повествует; о 3 чудесах им совершенных: о исцеления слепого, о исцелении страдавшего водяною болезнию и одержимого бесом, о исцелении рака на грудях женщины. Жизнь его написана св. Андреем вследствие явления ему Патапия во сне, так как св. Андрей сначала, слышав много чудесного о Патании, с пренебрежением и недоверием относился к сему; из всего слова видно, что св. Андрей жил не долго спустя после кончины Патапия, след. жизнь Патапия относится к 7 же веку или началу его.

9

Зачатие Богородицы. О сем празднике довольно сказано у Ассемани (Cal. un. eccl. V, 432–460). Он относит начало его ко временам Иоанна Дамаскина († ок. 780 г.). Начало его гораздо ранее – не позднее 7 века; ибо св. Андрей критский († 712 г.) написал ухе канон на сей праздник. У Фабриция показано слово на сей праздник Иоанна иеромонаха евбейского, процветавшего около 744 г. (Biblioth graec. X. 277.) Другое слово одни приписывают Георгию никомидийскому 7 века (610–640), другие Георгию никомидийскому 9 века († ок. 880 г.) В Царьграде собор Богородицы в сей день был в Еворанах (ἐν τοῖσ Εὐοράνοισ), по другому чтению в Уранах (в небесах οὐρανοῖς) близ Софии. Здесь храм Богородицы построен был одним сенатором еще при Константине В. Дю-Канж кн. IV. стр. 97).

10

Св. муч. Мина и дружина его. Обретение мощей сего Мины празднуется 17 февр. В минеях греческих и у Никодима он и 10 дек. называется Калаикеладом. Но Р. мартирологу сия мученики пострадали не при Максимиане, а при Максимине, тоже и по актам, которые приписываются Метафрасту (изданы у Лямбеция VIII. 227 и у Миня Patrolog. Т. 116. 367). Дю-Канж, на основании свидетельства Никифора (кн. VII. гл. 49) утверждает, что Константином В. посвящен был храм сему св. Мине, обращенный из языческого капища (IV, 128). Но у Никифора с точностию не определено, какому Мине посвящен был сей храм. В стишном прологе (12 в.) говорится о перенесении мощей всех сих мучеников в Царьград. Иустиниан В. построил храм во имя сего Мины. Морчелли на том основании, что в Константинопольском месяцеслове (9 века) упоминается об одном только Мине фригийском 11 ноября и не упоминается об александрийском (10 дек.) полагает, что храм и мощи в Царьграде были Мины фригийского (Т. 1. 222): Мины александрийского и дружины его нет и в других древнейших месяцесловах константинопольских 8 и 9 века. Во это не основание к опровержению других известий об нем. Несомненно, что Иосиф песнописец в 9 веке написал канон в честь сих мучеников, где говорится и об исцелениях от мощей их. Сн. 17 февраля.

11

Пр. Даниил столпник. В слав. минее из Метафраста сокращенно мало в словесех, но не в деяниях. У Сурия Метафрастово житие 11 дек., 219 стр. «Хронологические показания и подробное раскрытие различных обстоятельств в Метафрастовом сказании ведут к предположению, что оно заимствовано из современного источника, может быть, из жития преподобного, известного по рукописям (у Фабриция Т. X. 218), составленного современником и отчасти очевидцем (Lаmb. comment. Т. VIII. 660).» Св. Димитрий, М. ростовский, стр. 149. Еще Иоанн Дамаскин в 3 слове об иконах ссылается на житие св. Даниила, по свидетельству Барония и Ассемани (Маrtуrol. Rom. 11 декабря. Calend. un. eccl. V. 462.) Феодор чтец говорит о св. Данииле, что он, пришедши из монастыря Симеонова, восшел на столп в Анапле, что он восстал против царя Василиска, отвергнувшего указом халкидонский собор (Русск. перев. стр. 510. 514. 515). Печатный греч. текст Метафрастова жития в полном Курсе Патрологии Мина (Т. 116. 970), В нем селение, в котором родился преподобный называется Марафа, а не Вифара. Монастырь во имя святого был, по Дю-Канжу, в Царьграде при Гормизде папе (514–523) г. Дю-Канж IV, 157). В 1200 г. паломник Антоний видел мощи его: «св. Даниил столпник на горе в теле лежит». стр. 177.

Пр. Лука, по проложному сказанию (см. Никодима), воевал с болгарами при царях греческих Романе 1 (917–944) и Константине (912–959) и после того более 60 лет подвизался в монашестве. С греками же воевал и едва не сокрушил греческую империю болгарский царь Симеон, умерший в 927 г. (896– 937); после него был с греками мир; следовательно кончина пр. Луки была в 970–980 годах. Житие его: ὀ καλὸς τὰ πάντα неизвестного автора на греч. и латин. языках у Комбефизия (Аuct. nov. 970).

Муч. Миранс. Амара сарацинский, замучивший его, может быть, есть Амвру, посланный Омаром в 639 году для завоевания Египта и взявший Александрию в декабре 641 года впрочем Амирою называется и начальник Египта, замучивший пр. Стефана в X в. (17 дек.). Амира тоже, что Емир – начальник области. Город Тенестрия, у Никодима Тенеси, есть Теннес на север от Таниса, приморский, на пути из Аравии в Александрию (См. Wiltsch, I. 183); след. конину мученика надобно полагать не ранее 640 г. Глава его, положенная верными в раку, источала исцеления.

12

Св. Спиридон тримифунтский. Жизнь его, Метафрастом написанная (Μέγιςον), составлена, без сомнения, на основании древних источников. На греч. языке она в полном курсе патрологии Миня (Т. 116. стр. 418). Известна другая жизнь его: ᾿ Ζν ἀρχῆ Ἦν ὁ λόγος, Феодора, еп. Пафа, который еще сам указывает на жизнь, ямбическими стихами написанную епископом Трифиллием, ныне неизвестную. Ле-Кьен (Оr. christ. II. 1060) ставит Феодора между первым и третьим вселенским соборами Трифиллий разумеется лерийский епископ, ученик – Спиридона (13 июня), известный образованностию (Оr. chr. II. 1073). О св. Спиридоне говорят древние писатели и историки: св. Афанасий (аполог. 2), Руфин (кн. 1. гл. 5), Сократ (1, гл. 8), Созомен (кн. 1, гл. 11) и другие, из них Тильмон составил жизнь его (Т. III. 242). Сн. Fаbric. Bibl. grаес. Т. X р. 326. Аssеmani Cal. un. eccl. V, 462. Urbani Sibеri diatria dе Sрiridone Liрs. 1718. Саtal. de manuscrip. graec. de la bibl. del', Escurial. Мiller. р. 268. В греческом часослове (1838 г.) о мощах его говорится следующее: около половины 7 века по причине набегов варваров они перенесены были в Константинополь; в 1463 г. 29 мая иерей Георгий, по прозванию Калохерет, взяв св. мощи его и Феодоры Августы, отправился в Сербию, а оттуда на о. Корфу в 1460 году. Мощи св. Феодоры он передал жителям Корфу в общее достояние, а мощи ев. Спиридона доселе, как многоценное сокровище, хранятся у его потомков неврежеденными, так что кожа плоти его сохраняет свою мягкость. По истине дивен Бог во святых своих! (См. 12 ноября). Действительно русские паломники XIV и XV в. Стефан новгородец и Зосима видели мощи его в Царьграде в храме апостолов. Барский в ХVІІ в. видел все тело его на о. Корфу в церкви его имени, кроме десной руки, которая в Риме в церкви Богоматери новой (Путеводит. по Риму Мордвинова. 1875 г. стр. 153).

Св. Александр, еп. иерусалимский. Первоначально епископ одной церкви в Каппадокии, во время гонения Севера (203–204 г.) исповедник, возымел желание поклониться св. местам в Иерусалиме, но, по ясному откровению свыше, в 212 г. избран в Иерусалиме в епископа соправителя престарелому Наркиссу – это весьма замечательный случай в древности, что епископ одной отдаленной церкви делается епископом другой и правителем ее еще при жизни первого епископа ее – это более, чем викарий. Св. Александр известен любовию в просвещению, с похвалою он отзывается об александрийских ученых: «о Пантеве поистине блаженном и почтенном муже, Клименте, бывшем его начальником,» которого называет святым. Оригену позволил он говорить поучения в своем присутствии в церкви иерусалимской, за сие позволение мирянину поучать в церкви в присутствии епископа подвергся осуждению Димитрия, еп. александрийского, врага Оригенова, но св. Александр указал ему пример других церквей ларандской, иконийской и синадской, после он даже рукоположил Оригева в пресвитера, чрез что опять возгорелся спор межди им и Димитрием. Св. Александр устроил в Иерусалине богатую библиотеку, которою пользовался Евсевий при составлении церковной истории. Правив иерусалимскою церковию 38 лет, он скончался в гонение Декия в темнице. Все сия сведения об нем взято из церковной истории Евсевия (Русск. перев. Ч. I. стр. 334. 337. 373. 396). Болландисты годом его кончины полагают 250-й (Actа SS. Mart. 18. 614), Панеброхий 249, Рюинарт 251. По отрывкам его посланий и писем, у Евсевия сохранившимся, причисляют его к писателям. (Оr. chr. III. 150 Fabric. VII. 287). Иеронам говорит о письме его к антиохийцам (de Scriрt. с. 38).

Муч. Разумник. В стишном прологе (см. Никодима) сказание об нем пространнее сказания славянского пролога, которое по месяцеслову Василия. При папе Сиксте (257–258 г.) он сделан чтецом римской церкви, он обличил царя Аврелиана (270–275) за идолослужение, положен на железную раскаленную решетку, но его укрепил голос с неба, облистал свет, ударил дождь и мученик остался невредим; затем брошен в глубокую яму, усаженную острыми кольями; члены его раздробились, но он опять исцелен Богом; наконец ему отсекли главу. Неизвестно, почему Вершинский относит его к временам А. Севера (193–211). По месяцеслову Василия, стишному прологу и римскому мартирологу он пострадал при Аврелиане. Греческое имя его: Синетос (συνετὸς – разумный), у Римлян он называется – Синезий. Мощи его в 830 г. принесены из Рима в остров и аббатство Рейхенау.

13

Св. муч. Евстратий и дружина. В славянской минее от Метафраста, по-гречески метафрастовы акты в патрологии Миня (Т. 116. 467). «Приписываемое Метафрасту повествование о страданиях сих мучеников гораздо древнее его и по греческим рукописям приписывается Евсевию монаху севастийскому (Fabriс. Bibl gr. Т. X. 227). Это сказание о св. Евстратии и сообщниках его страданий примечательно по многим особенностям, записанным, вероятно, близким свидетелем их подвига. Прение о вере со ссылкою на поэтов и философов, может быть, отчасти принадлежит и писателю, но он замечает, что как судия, так в св. Евстратий были люди образованные. Св. Дим. М. ростов. стр. 149. Из славянских рукописных актов видно, что инок Евсевий имел у себя древнейшее сказание о сих святых и что он отдал сие житие жителям Араврака, где была в честь их церковь и творились чудеса от мощей их. Тритемий († 1516) приписывает жизнеописание их Дорофею (eccl. sсriрt.). Почти тоже чудо, которое в славянских минеях представляется совершенным близ Царьграда, у Никодима представлено совершенным на о. Хиосе. Пред вратами цареградскими была обитель сих мучеников по имени Олимп. Здесь каждогодно служил патриарх в день памяти их. Мощи их в Риме в церкви св. Аполлинария равеннийского. Св. Мардарий, идя на страдания, произнес молитву: Господи Боже, Отче Вседержителю, которая читается в заключении 3 часа и на полунощнице. Молитва же Евстратия: величая величаю тя, Господи, положена на полунощнице субботней.

Муч. Лукия. Акты ее считаются чистыми (Acta sinсеrа Luсиае. 1691.). Изданы по смерти палермского каноника Таврометани. В 7 веке они известны были Адгельму (святому на западе) см. Бутлера 13 дек. У Адона также довольно пространное сказание о допросах ее мучителем и ответах, по короче, чем в славянской минее от древних мартирологов. Имя муч. Лукии находится в сакраментарии св. Григория папы († 604 г.). Мощи ее из Сиракуз сперва перенесены в Италию, потом в Мец, часть их, бывшая в Царьграде, перенесена в Венецию.

Пр. Арсений. Родом был из Константинополя, сын богатых, знатных и благочестивых родителей. Он отличаем был царем и сделан военачальником и патрицием киверриотским. Плыл он однажды с войском по морю, но корабли потонули и он один спасся, после того он сделался монахом, удручал плоть своего постом, бдением, веригами, после немалых подвигов на одном месте он наконец пришел на гору Латру в Азии против острова Патмоса (см. житие Павла латрского 15 дек.), где умертвил молитвою и крестным знамением вредоносного аспида, потом переселился в монастырь келливарский (Κελλιβάρων), где сделан игуменом, но из него удалился в одну пещеру; откуда молитвою прогнал живших там зверей. К нему собрались братия, он целую неделю обыкновенно сидел в своей тесной келлия, в воскресенье поучал братию и принимал пищу, наконец достиг такого совершенства, что питаем был ангелом, жезлом своим превратил горькие воды в сладкие и сотворил многие другие чудеса, скончался мирно среди братии. Время жизни его неизвестно. В страны киверриотские послан был и Феофил новый (30 апр.) с войском против Агарян в 6 веке; известно также, что иночество процветало в горе Латре в 10 веке; посему и сего святого можно относить к 8–10 веку.

14

Муч. Фирс и дружина. Муч. Аполлоний и дружина. В Деяниях св. (Iann. II. diе 28) помещены трои акты Фирса и дружины, по мнению издателей достойные веры, хотя исполненные чудес. Метафрастово описание согласно с ними, только у него сделано прибавление о других мучениках Аскалоне, Леониде (20 мая), Аполлонии, Филимоне и Арриане, пострадавших при Диоклитиане. Греческий текст Метафраста в Патрологии Миня (Т. 116. 507). Автор примечаний к Узуарду (Солье) 8 марта дает предпочтение актам Аполлония и его дружины, находящимся у Руфина (жизни отцов, гл. 19), помещенным у Рюинарта в числе чистых (Т. III. 143). За стенами Царьграда ок. 397 г. был построен Флавием Кесарием великолепный храм Фирсу и в нем были его мощи. Он являлся в видении царице Пульхерии, повелевая положить около него мощи свв. 40 мучеников, которые были сокрыты в земле и, но его указанию, открыты в 450 г. (см. 5 марта). Другой храм построен был ему Иустинианом близ Елениановых, не далеко от рынка Феодосия. Филимону построил храм Евдоксий патрикий при Константине В. в Стратигии (Моrсеlli. I. 269).

Память труса. Сие страшное землетрясение случилось при импер. Иустиниане в 557 г. 14 декабря. Его так описывает Феофан: 14 декабря случилось другое весьма страшное землетрясение, так что пострадали две стены константинопольские: Константинова и построенная Феодосием, упали церкви в Евзерете и за Евдомом и св. Самуил и св. Богородица Петальская (τῶν πετάλα) и св. Викентия и многие жертвенники церквей и цибории от золотых ворот до Русия. Сн. Моrcheli. I. 270.

15

Священномуч. Елевферий. В славянской минее об нем из Метафраста; но Метафраст имел более древнее житие, которое перифразировал. Оно помещено в Деяниях св. (Apr. II. 528); в конце, вероятно, позднейшею рукою прибавленном, оно приписывается Евлогию и Феодору, современникам Елевфиерия, что Болландистами отвергается. Римская церковь издревле чтит память его 18 апреля, а восточная 15 декабря, потому полагают Болландисты, что в сей день в Царьграде освящен храм, еще при импер. Аркадие (995–408) построенный во имя мученика Василием Патрикием близ Ксиролофа (Сухого Холма). Иосифом песнописцем составлен ему канон, в 8 песни коего говорится, что рака его изливает реки исцелений и чудес. В Италии реатинцы и жители Еканы (Афсаnа, после Троя) спорят, приписывая своим городам погребение св. мощей сих мучеников после их кончины в Риме. Мощи Елевферия ныне в Риме в церкви муч. Сосанны (11 авг.). Реатинцы празднуют сим святым 24 декабря. Префект, обратившийся ко Христу во время мучения, Елевферия у разных писателей называется разно: Корривон, Коремен, Керабор, Коррен, Керрзй, Коррев или Корев. Вместо Аникиты римского епископа надобно читать: Анаклет. Сн. Сal. univ. eccl. Т. V. 465. Biblioth. Оriеnt. 1. 606. Но более достойно внимания исследование у Фарлята. Illyric. Sаcr. Т. VII. 485.

Пр. Павел в Латре. В парижской библиотеке житие его μάτηv οἱ πολλοὶ, принадлежит якобы Никифору Влеммиде, который жил в 14 веке. Но древнее: по свидетельству писателя каталога Коаленевой библиотеки оно находится в кодексе житий пергаменном XI века (Bibl. соislin. 213); след. написано вскоре после кончины святого. Другое житие: ᾿Ζμοι γε λίαν ἡδὺ, неизвестного автора (Fаbr. X. 307. еd. Наrles). Одно из сих житий, переведенное на новогреч. язык, издано в Νεος παράδεισος (Новой рай). Из Нового рая оно переведено на русский язык протоиереем II. Казанским в Москве и издано в 1854 г. в особой брошюре. Обстоятельность жития и множество подробностей показывают, что автор писал житие со слов очевидцев или по рукописи очевидца. Из жития видно, что латрская гора была в малой Азии не далеко от Милета и Амизона.

Св. Стефан, архиеп. сурожский. Полное житие его в Четиих минеях Макарьевским. Мартынов полагает, что это тот самый Стефан, о котором в месяцеслове Василия 28 ноябра сказано, что он при Константине Каваллине сослан в Согдию (Судак), где, принесши большую пользу, кончил жизнь, что житие его составлено писатель славянином из житий Стефана нового и Андрея в Крите, что Согдея есть Сурож, ныне Судак в таврической губернии. Ле-Кьен (Оr. christ. I. 1229) напрасно Сугдею ищет на берегу Дуная. Под опредедениями 7 вселенского собора есть подпись: Стефан, недостойный епископ Сугдеи (Ζουγδαίασ). Сн. о Стефане сурожском еще у Преосв. Макария: История Христианства в России. Изд 2. стр. 66.

16

Муч. Марин. Акты изданы у Момбриция. Т. II. Против них говорит Тильмон IV, 568. В Деяниях св. (Mart. II. 755) и славянском прологе по месяцеслову Василия. По месяц. Василия он замучен при царе Макрине, может быть, это претендент римского престола ок. 167 года. По стишному прологу и у Никодима это было при Карине в 283 г. По римск. мартирологу, Штадлеру и Мюллеру он усечен при импер. Нумериане, брате Карина, и префекте Маркиане ок. 283–284 г.

Св. царица Феофания. См. об ней у Филарета: Подвижницы восточной Церкви. Она погребена в церкви, построенной ее мужем, близ храма св. апостолов, где после сделался женский монастырь (Ваndur. imp. оriеnt. Т. II. 809). Стефан новгородец в 1342 г. называет сей монастырь монастырем св. Константина, а иеродиакон Зосима (1420 г.) – монастырем Филостратоса; оба в нем видели мощи ее с мощами муч. Климента анкирского (23 янв.). По свидетельству Никодима в настоящее время мощи ее нетленные в патриархии константинопольской.

17

Пророк Даниил. Св. царица Елена принесла мощи его в Царьград и положила их близ церкви св. Романа (Ваndurii Аntiq. 55). Их видели русские паломники Антоний в 1200 г., Стефан новгородец в 1342 г., дьяк Александр в XIV в. и иеродиакон Зосима в 1420 г.

Пр. Даниил исповедник. В слав. прологе он неверно назван Даниилом. В греч. прологе 1295 г. он назван Донале, у Никодима Дунале. Он был богатый начальник острова Ниверты, иначе Веррои, близ Кадикса в Иснании, оставив власть и имущество детям, в Риме делается монахом, в Царьграде беседовал с царями Константином (912–959) и Романом (948–968), в Иерусалиме принял схиму с именем Стефана от патриарха Христодула (есть Христодор, и, вероятно, здесь разумеется Христодор I в X в.), в Египте кончил жизнь после многих мучений от Амиры сарацынского.

18

Муч. Севастиан и дружина. Акты его весьма древни и написаны ранее конца 4 века. Болланд и Мазохий полагают, что писатель их есть св. Амвросий, но Селье и Феселер с сим не соглашаюися (Сеilliеr. IV. 93. Fеsslеr. I. 725). Мощи его в загородной церкви его имени в Риме. О мощах прочих в Риме см. Мордвинова.

Флор, еп. амийский. В месяцеслове Василия говорится, что при гробе его доселе (до X века) совершаются чудеса. Амис, по другим Аминс, город в Каппадокии, говорить Никодим, по-турецки называемый Самсон и Эмид, т. е. на южном берегу Черного моря по Целларию в Понте галатийском, по Вильчу в Еленопонте.

Михаил Сингелл. См. об нем у Филарета в Учении об Отцах § 272. Мощи его видели в монастырь Пантократора Стефан новгородец 1842 г. и иеродиакон Зосима 1420 г.

Св. Модест, патриарх иерусалимский. Сказание об нем славянского пролога совершенно согласно со сказанием стшиного пролога (см. у Никодима 10 дек). Полное житие его напечатано в Ефреме (греч. сборнике); в греч. рукописях находится в москов. синод. библиотеке (Маtthei р. 25 и 33). По сему сказанию он жил в 4 веке. Болландисты, Ле-Кьен и другие западные ученые не знают сего Модеста, а знают другого, который жил в 7 веке и, по взятии персами в плен Захарии патриарха в 614 году, правил иерусал. церквию, † 633 или 634 дек. 16. Филарет в Учении об отцах § 246 также полагает, что 16 декабря по греч. минеям празднуется память сего патриарха 7 века. Никодим (16 дек.) обоих различает, но младшего, 7 века, признает святым. Об нем говорится в житии Анастасия перса (22 янв. † 628 д.) Вообще сведения о патриархах иерусалимских не полны.

19

Муч. Бонифатий. Четья минея по Метафрасту, а он перевел с древнего латинского жития, которое Болландисты (Mai III. 279 и 22) возводят к очевидцам, спутникам Бонифатия, получившим точные сведения от брата камментарисиева. По житию святой был небольшого роста, волосами желт. Год кончины его полагают Рюинарт (II. 175) и Издатели Деяний 290-й Бутлер 307-й, Мюллер в начале 4 века. По римским актам и синаксаристу Никодима Аглаида после подвигов покаяния удостоилась дара чудес и изгнания демонов (Cal. un. eccl. V. 473). Главу Бонифатия видел в Царьграде паломник Антоний в 1200 г. Храм в Риме построен был ему еще Аглаидою его госпожею. (Об актах его см. еще у Мазохия: Неаполит. кален. мая 14). Над храмом Бонифатия построен более обширный храм во имя св. Алексия человека Божия и мощи обоих сих святых в 1216 г. перенесены из нижней церкви в новую верхнюю. Честные главы их хранятся отдельно в ризнице сей церкви.

Илия, Пров и Арис. Евсевий (II, стр. 31 по русск. переводу) говорит, что Арис предан огню, Пром и Илия усечены 14 декабря, что они родом были египтяне и посланы были для служения виликийским исповедникам. Пров называется Промом у Евсевия, в месяцеслове Василия и славянских редакциях его (239. 247 стр.), в стишном греч. прологе 1295 года.

Мучч. Полиевкт и Тимофей. По месяцеслову Василия св. Тимофей в Мавритании диакон, за успешную проповедь о Христе много мучимый, ввержен в темницу, томим голодом и жаждою и, выведенный из нее, после тщетных увещаний принести жертву демонам, взошел с молитвою на приготовленный для него пылавший костер и предал дух свой Богу. Мощи его положены были верными с честию в области мавриганской. Св. муч. Полиевкт в Кесарии, за успешную проповедь вверженный в темницу, после напрасных увещаний отречься от Христа, раздираем был по всему телу железными когтями, лишен зубов брошен в горящую печь. В Римских мартирологах (Иеронимовом) 21 мая есть Полий с Тимофеем в Макритании, Полит или Поликут в провинции Кесарии, Полиевкт, Виктор Донат в Кесарии каппадокийской. В Иеронимовом Полиевкт в Кесарии каппадокийской повторен и 22 мая. В месяцеслове Василия сказание о Полиевкте в Кесарии отдельное от сказания о Тимофее и погому лучше разуметь ныне у нас Полиевкта Кесарии каппадокийской, а не Полиевкта из дружины Тимофея, как тому дает повод мартиролог Адона, в коем 21 мая: в Мавритании кесарийской Тимофея, Полия и Евтихия диаконов (сн. Деян. св. Mai V, 4).

Григорий еп. омиритский. В слав. минее из Четьи блаженного Макария. На греческом языке житие сего святого издано Дуцеем (Bibl. Patr. Grаес. Т. И). Житие сие приписывается по надписи епископу негранскому, а прение св. Григория с Иудеем записываемо было современно нотарием Палладием, как это видно из самого жития. Законы, наданные Григорием вместе с царем Авраамом Омиритом, на греч. языке изданы Боассонадом Аnecdota grаеса Т. V. 73–116.). (Cн. Димитрий ростов. стр. 150. Fаbric. X. 116). Славянских житий его известно не мало. (См. Указатель синод. библ. преосв. Саввы и Мартынова Annus eссl. 312). В Макарьевских минеях, кроме жизни, помещена вся очень обширная беседа Григория против Иудейства с Ерваном учителем иудеским (Декабрь). Григорий в большей части памятников называется Григектием (св. Ле-Кьена Оr. chr. II. 428. 663. Лямбеция V, 294. 277).

20

Священномуч. Игнатий. В славянской минее о нем по Метафрасту, основанием коему служили подлинные акты, написанные очевидцами вскоре по кончине его; они помещены у Рюинарта (Т. I. 15–48); в конце их говорится: мы, бывшие самовидцами сего (его кончины 90 дек.) провели без сна ночь со слезами и многими коленопреклонными молитвами просили Господа, чтобы открыл вам слабым о случившемся, и, немного уснувши, одни увидели блаженного Игнатия внезапно представшего и нас обнимавшего, другие с нами молящегося иные орошенного потом, как будто после большего труда пришедшего и предстоящего Господу.

Св. Филогопий, еп. антиохийский. До епископства адвокат антиохийский, много оказавший на суде польза вдовам и сиротам своею справедливостию, вел жизнь благочестивую в чистую, имея жену и дочь; но по смерти жены (по месяцеслову Василия) насильно взят народом с торжища или судебного места и поставлен епископом в 318 году. В его время много было неустройств от еретиков ариан, но он, от юности получивший хорошее образование, защищал успешно св. веру и во время гонения Максимиана и Ликиния явил себя исповедником. Св. Златоуст в слове своем в 386 г. не находит ему похвал. Он правил церквию с 318 ко 323 или 324 год (Ле-Кьен. Оr. chr. II 708). Скончался в мире. Из слова Златоустого видно, что и в то время память его совершалась пред Р. X.

21

Муч. Иулиания. Издателя Деяний (Febr. ІІ 868) акты ее призывают весьма древними, написанными до нашествия Лонгобардов. Ими пользовался я Метафраст. Слава ее весьма велика на Западе и мощи ее находятся во многих странах. По западным известиям мощи ее (полные) из Никомидии перенесены в Путеолы, а оттуда в Кумы; римская церковь празднует память ее 16 февраля в день принесения мощей ее в Кумы, после они перенесены в Неаполь 25 февр. 1207 г. О мощах ее упоминает папа Григорий († 604) в письмах в Фортунату, еп. неаполитанскому (84 и 85 lib. 7.). В службе у нас говорится о раке мощей, по-видимому, бывшей в Царьграде (См. кондак по 3 песни). Паломник Антоний в 1200 видел в Царьграде мощи Иулиании полные (в теле лежит) сей или другой, по мнению Савваитова сей, что противоречит ясным свидетельствам западным. Кончину ее одни (Болландисты) полагают ок. 290 г., а другие (Штадлер) вернее ок. 304 года. (См. Cal. un. еccl. V. 478. Неiligen – Lexiсоn. Stadler. Iuliania). Метафрастово житие в полном Курсе Патрологии Миня (Т. 114. 1438).

Св. Петр митрополит. Преос. Филарет говорит, что святителю Петру составил канон Прохор, еп. ростовский, который умер в 1327 году (Обзор Литер. § 66), а святитель Петр скончался в 1326 г., след. канон составлен непосредственно после кончины его, а между тем известно, что празднование св. Петру установлено константинопольским патриархом Иоанном IV в. 1339 году; впрочем непосредственно по кончине от него открылись чудеса.

Св. Прокопий вятский. В вятской стране близ города Хлынова в деревне Корижинской у крестьянина Максима Плушкова и жены его Ирины, ведших добродетельную жизнь, по усердной молитве о разрешении их неплодства, родился сын Прокопий в 1578 году. По исполнении 12 лет отправившись в июле на работу, он застигнутый бурею, раскатами грома приведен в беспамятство и после того подвергся припадкам исступления; но исцелен был в Хлынове в обители Успения пресв. Богородицы после молитвословий настоятеля ее пр. Трифова (8 окт.). Оставив дом родителей, он ушел в город Слободсксий и там 3 года служил при церкви св. Екатерины, живя у священника Илариона. Когда ему исполнилось 20 лет, родители думали о браке, но он, тайно опять оставив дом их, ушел в город Хлынов и принял на себя подвиг юродства, терпя голод и наготу, зной и мраз, насмешки и озлобления от людей, Господь еще при жизни прославил его знамениями, неоднократно он предсказывал выздоровление или смерть болящих, пожары и другие несчастия, утешал невинно страждущих, предрек в знаменательных действиях возращение в Москву сосланному в Вятку боярину Михаилу Татищеву, сыну духовного отца своего священника Вознесенской церкви Иоанна молодому священнику после обеда, к которому приглашен был блаженный, предсказал кончину от ножа и он через год зарезан был родственниками. Блаженный Прокопий скончался 1627 г. 21 декабря и погребен с честию, не престая творить чудеса и по смерти. Сии сведения взятки из жития отдельно изданного.

22

Св. Анастасия узорешительница и дружина. Греческое житие ее, причисляемое Аллапием к произведениям Метафраста, напечатано в Патрологии Миня (Т. 116. 674). В конце его говорится, что она скончалась 22 дек. Древние римские мартирологи знают одну Анастасию 25 декабря (у нас 22 дек.) и не знают Анастасии 29 октября. На востоке в первый раз различение двух Анастасий встречается в IX веке. Иосиф песнописец обеим им написал каноны. Затем в 10 веке Метафраст написал два разные жития, без сомнения, на основании древних житий, которые известны были Иосифу. В мес. Василия два разные сказания (12 окт. и 22 дек.). В славянских древнейших прологах – первой и второй редакции месяцеслова Василия (XI-XIII. в.) 29 окт: помещено сказание об Анастасии фармаколитрии, что 22 декабря, а во второй редакции сих прологов (№ 244. 247 синод. библ.) есть сказание об Анастасии солунской под 30 октября (оно и в печ. слав. прологе), где описываются страдания Анастасии римлянки, что и 29 октября. Касательно образа и места кончины Анастасии узорешительницы есть разногласия: по древним римских мартирологам, по Метафрастову житию, по стишному прологу, она скончалась быв растянута между 4 древами и огнем сожигаема; по месяцеслову Василия она, будучи невреждена огнем, усечена; вероятно, в нем смешана кончина Анастасии старшей (29 окт.), которыя действительно усечена в царствование Декия. По западным мартирологам: Беды, Рабана, Адона, Узуарда она кончила жизнь от иллирического префекта на о. Пальмарии, но такой остров известен недалеко от Рима; по малому римскому мартирологу пострадала в Риме, по древнему Иеронимову мартирологу и по Флорову в Сирмии. По подробному исследованию о дней у Колета (Illyrycum sacrum) она пострадала в Иллирии в Сирмии; но Сирмий далек от моря, а в числе ее страданий поставлено то, что она осуждена была на потопление в море. Бароний справедливо полагает, что сказания об Анастасиях (29 окт. и 22 дек.) смешаны, и думает, что в Сирмии пострадала старшая при Декии или Валериане, что у нас 29 октября. Действительно в прологах славянской второй редакции месяцеслова Василия 30 октября есть сказание об Анастасии селунской при Валериане, всей мучения те же, что Анастасии римской 29 октября. В сих прологах только смешана Солунь с Сирмием. Но в конце одного кодекса Коаленевой библиотеки (р. 276) говорится, что в солунской епархии близ Галатицы существовал и монастырь Анастасии фармаколитрии (что 22 дек.). Год кончины Анастасии фармаколитрии или младшей полагают 290-й, а другие 304-й (Мюллергь, Штадлер). Узорешительницею – фармаколитриею (φαρμακολύτρισ), по толкованию одних, названа, потому что она есть разрешительница ядов, но другим, освободительница от зол (см. Комбефизия в примеч. на речи Никиты нафлогонянина стр. 510 и проч.), по третьим врачевательница болезней (Греч. часослов 1838 с.), по четвертым от построенного, ей храма на месте некоего патриция Фармаку, (Ваnduriи Т. I. 38). Теперь скажем о мощах ее. Св. Феодор чтец в нач. 6 века говорит: «при нем (импер. Льве) и патриарх Ганнадие (458–471) принесены были из Сирмии останки Анастасии и положены в ее храме, находящемся на мысе Домнины» (Сн. Никифора кн. 14, гл, 10). Преподобный Маркиан, (10 апр.) в Константинополе на месте древнего малого храма Воскресения, бывшего при св. Григорие Богослове, построил великолепный храм и посвятил его Божией Матери и мученике Анастасии, мощи которой принесены из Сирмии при импер. Льве, его современник, Сл. Дю-Канжа IV, 141. Бандурия II. 638). По восточному преданию это мощи Анастасии фармаколитрии, которой тело не подверглось действию огня, но осталось цело. По римскому преданию Анастасии фирмаколитрии создам храм в Риме еще в начале IV века т. е. вскоре после кончины. В сей церкви есть урна с надписью: кости св. му ч. Анастасии, следовательно она представляется сожженною. В каноне Иосифа песнописца (он в греч. минее первой, у нас нет) 22 декабря в 8 песни ясно говорится о храме св. Анастасии фармаколитрии в Царьграде и о мощах ее в нем, в каноне Иосифа 29 октября говорится о раке Анастасии римлянины источающей чудеса (9 песнь); следов. в Царьграде были мощи обеих Анастасий. Хотя в Царьграде иногда были гробы святых, в коих не было мощей, так в церкви Евфимии у Продрома, не свидетельству паломника Антония, был гроб ей тощ, а мощи были в церкви ее же в Петрий, но и паломник Антоний видел в Царьграде мощи двух Анастасий, кроме Анастасии патрикии стр. 127. 147. 161. Неизвестный писатель греческий 12 века говорит, что храм Анастасии фармаколитрии построен импер. Анастасием Дикором (491–618) на месте некоего патриция Фармака, а храм, Маркианом созданный, называет храмом Анастасии римлянины, по-видимому той, что 29 октября; впрочем еще Метафраст римляниною называет и Анастасию, что 22 декабря. Некоторые говорят, что мощи Анастасии узорешительницы после хранились в Великой церкви (Византия, Констан. I. 405). Вероятно, здесь смешение ее с Анастасиею Патрикиею. (См. 10 марта). Судя по свидетельству Антония, в 1200 г. мощи Анастасии узорешительницы были уже не в храме Воскресения, а в храме построеном ей Анастасием Дикором (491–518), а Анастасия девица римская (29 окт.) лежала в теле при городской стене не далеко от Романовых вороте на западе Византии. (Сн. об Анастасии фармакелитрии у Ассемани Cal. un. eccl. V, 489, у Тильмона V, 713, у Вутлера 25 дек., в примеч. Солье к Узуарду 25 дек.). В западных мартирологах память Хрисогона относится к 24 ноября с особым сказанием, в коем говорится, что он пострадал именно 24 ноября. Имя его уже в Карфаг. календаре 5 века. На соборе при папе Симмахе (498–614) и в письмах Григория Двоеслова говорится о церкви во имя его в Риме (в Трастевере), в коей хранятся глава его, а тело находится в Венеций (Бутлер 24 нояб. Мордвинова путевод. по Риму 367). Сказание об нем признается достоверным.

23

Мученики 10 в Крите. Мощи их впоследствии принесены были в Рим. Отцы собора бывшего в Крите в 458 г. говорят в письме к импер. Льву, что их остров доселе был охраняем от заблуждения ходатайством свв. мучеников (сн. Бутлера 23 дек.). На греч. языке житие их Метафрастово в Патрологии Миня (Т. 116. 566), у Корнелиа [Creta sacra]. В Царьграде память их совершалась в храме св. Стефана близ Плакидиевых.

Освящение Софии. Первое освящение Софии при Иустиниане и патриархе Мине в 537 г. (по другим в 538 г.) было 27 декабря, а совершена строением церковь 22 декабря. Второе оснащение Софии по случаю возобновления после землетрясения при Иустиниане же и патриархе Евтихии было 24 дек. на 36 году царствования Иустониана, в 562 р. (Дю-Канж III. 2. Bandurii II. 770–777). Но с 24 числа, в которое сначала праздновалось (см. прологи Соф. и др.), перенесено на 23 декабря ради навечери Р. Хр. Это празднество было двудневное: 22 декабря оно начиналось отверзением дверей Софии и хождением около нее со свещами.

24

Св. Евгения. Бароний бросает тень на достоверность актов ее потому главным образом, что Филиппа отца ее нет в епископах александрийских ни у Евсевия, ни у Никифора. Впрочем Рабану уже известны были ее акты. Что касается до памяти ее; то она есть в древнейших мартирологах: у Иероннна и Беды, а Прот и Иакинф в Бухериарском календаре IV века. В пятом веке, как свидетельствует Авит Вьенский, была славна память их в церкви (сн. Бутлера 25 дек.). Впрочем Бутлер касательно времени мучения их сомневается, потому что в календаре Либерия упоминается Василла, вероятно, из дружины Евгении, пострадавшая 22 сентября 304 года, следовательно при Диоклитиане, но это не есть еще твердое доказательство; могла быть не одна Василла; о Проте и Иакинфе говорится в стихотворениях папы Дамаса (саrm. 27). Гробы их открыты при сем папе в 366 г. и над ними выстроена была вскоре церковь. В настоящее время мощи Прота почивают в Риме в церкви I. Предтечи у Флорентинцев, мощи Иакиафа в церкви ап. Павла остийской, мощи Евгении в церкви 12 апостолов, мощи Василлы в церкви Пракседы.

Св. Николай воин. См. об нем у Филарета; святые южных славян, 24 дек. Филарет считает его славянином, потому что сказание об нем якобы на греческом языке неизвестно. Напрасно. Оно есть в греческом стишном прологе 1295 года (№ 390 синод. библиотеки) и без сомнения, внесено в него при самом написании его в ХІІ в. Вероятно, о сем святом паломник Антоний говорит: оттоле (около Влахерм) над морем св. Николае новый в теле лежит, стр. 101.

25

Рождество Христово. Древнейшее свидетельство о сем празднике находится у Климента александрийского († 217 г.): есть такие, которые остроумно определяют не только год, но и день Рождества Господа, говоря, что оно было в 28 год царствования Августа 25 Пахона (9 мая). Последователи же Василида празднуют и день его крещения, проводя всю предыдущую ночь в чтениях. Они говорят, что оно было в 15 год Тиверия 15 числа месяца Туби (12 янв.), другие, что оно было 11 числа того месяца (8 янв.), а есть и такие, которые говорят, что он родился 24 или 25 Фармуфия (19 или 20 апреля. Strom. lib. I. 349. ed. Potteri). Итак во 2 веке было празднование Рождества Христова, равно как и Крещения. В восточных церквах Рождество Христово праздновалось вместе с Крещением в январе, что, как видится по свидетельству Климента, было и у Василидиан. Праздник Р. X. назывался в древности первым Богоявлением. Евсевий в жизни Константина В. говорит (кн. III. гл. 41), что он создал церковь в пещере первого Богоявления Спасителя. Праздник Р. X. соединялся с Богоявлением на основании слов ев. Луки о крещении: и той бе, яко лет тридесять начиная; след. день крещения был близок ко дню рождения. Римская же церковь издревле праздновала Рождество Христово 25 декабря, а с 4 века по примеру ее в этот день стали праздновать и на востоке. Златоуст в 386 году о праздновании 25 декабря в антиохийской церкви говорит: «еще десяти лет нет, как сей день сделался нам торжественно известным. Этот день из древности известен был жителям запада; к нам же перешел за не много лет пред сим... Мы приняли сей день от тех, которые имеют точное понятие о сем деле и которые живут в Риме; ибо те самые, которые там проживают, празднуя сей день гораздо ранее и по древнему преданию, принесли и к нам сведение о сем (Т. II. 355–956) В отрывках толкования Афанасии В. на евангелие Матфея говорится, что I. Христос родился в 25 год царствования Августа в 8 календы январские т. е. 25 декабря (Montf. Соllесt. рart. Т. 2 р. 27). Вероятно и св. Афанасий, долго живший на западе, ввел сие празднование в Александрии. Но еще же во всех восточных церквах в 4 веке в- празднование 25 декабря. (Eпифаний кипрский († 403 г.) писал, что Христос родился 6 января (ересь 51, § 24). Косма индикоплевст ок. 530 г. (кн. V) пишет, что в его время Рождество Христово всеми праздновалось в декабре (25), а одни иерусалимляне праздновали вместе с праздником Богоявления. Впрочем празднование поклонения волхвов в западной церкви вместе с Крещением 6 января наводит на мысль: не было и в ней в первые века соединяемо Р. X. с Крещением.

26

Собор пресв. Богородицы. Этот праздник разно называется в месяцесловах: то собор Богородицы, (многие σίναξις; то родильные дары (επιλόχεικ. Иерус. Кал. Еванг. 1056 г. и др.), то бегство в Египте; в стишном прологе 1205 г. все названия соединяются. Собор Богородицы в Царьграде ныне праздновали во Влахернах. (Соф. пролог до 1250 г.)

Пр. Еварест. Мощи его по стишному прологу положены в монастыре коккоровийском. Неизвестный писатель византийским начала 12 века говорит, что монастырь коккорский основан святым при Михаиле Косноязычном (820–829) (Ваndur. I. 57). Неизвестно, почему у Штадлера кончина его относится к 825 году. По сказанию стишного пролога св. Еварест подвизался в студийском монастыре; следовательно он основал коккоровийскую обитель или пред кончиною или живя еще в студийском монастыре.

Св. Евфимий исповедник, еп. сардийский. В царствование Константина и Иривы (780–797) он славен был своим благочестием и из инока сделан спископом сардийоким и посылаем был царями с разными государственными поручениями; присутствовал на 7 вселенском соборе в 788 г. При импер. Никифоре 1 (802–811) он сослан в заточение за пострижение одной девицы, в самом же деле за обличение беззаконного царя. Местом ссылки его была Паталарея западная. С сего времени в продолжении 29 лет он не возвращался в свою митрополию. При импер. Льве армянине (813–820), которого св. патриарх Никифор вместе с вызванным из заточения Евфимием и другими епископами обличал за иконоборство (в 815 г.), св. Евфимий за резкое обличение сослан в Асс (укрепленный город в Мизии при Адрамитском заливе). При импер. Михаиле II Косноязычном (820–829) вызванный из заточения и вновь принуждаемый отказаться от иконопочитания, анафематствует иконоборцев и заточается в Акрите (на Черном море, по Никодиму сие место называется Каво`-Акрита) в мрачную темницу, где жестоко бит воловьими жилами и скончался при сыне Михаила Феофиле ок. 840 года мученическою смертию, по свидетельству Мелетия (Т. 2 стр. 262). Никодим говорит (29 дек.), что св. мощи его до ныне находятся в Анхиале городе на Черном Море (в древней Фракии) и творят многие чудеса, что там находится полное житие его в рукописи. Об нем говорят Кедрин и Зонара в истории импер. Михаила косноязычного. Феодор студит в письме к нему называет его опорою веры, столпом церкви и славою православных (Оr. christ. I. 862).

Пр. Константин синадский. Когда он пред крещением целовал крест и положил его на свою голову; то от сего креста отпечатлелся знак креста на голове и сохранялся до самой смерти. Из Олимпа (есть два один в Ликии, другой в Вифинии) он путешествовал в Миры ликийской, на о. Кипр, в Атталию (есть в Памфилии и в Лидии, неверно в слав. прологе: в Италию), предузнал кончину за 8 лет (ἀπο ὀκτδ χρόνουσ), жил он и в Атрое. (Об Атрое см. 13 сент. Петр в Атрое). О сем Константине паломник Антоний говорит: во Испигасе есть церковь св. Николы греческая и стран ее жил Константин и есть в теле явился цареви, и повеле царь патриарху внести его во град и создати церковь во имя его и монастырь: и есть та церкви у Пантократоря монастыря. А той Константин первее жидовин бе и крещься и научен бысть от Стефана нового. В другом месте говорит: У Пантовратора монастыря у задних врат св. Константин чернец в теле аки жив лежит стр. 160. 146. Следов. он последнее время жизни проводил в Царьграде и жил в 8 веке. Житие его в Лаврентиевсвой библиотеке медицейской (Ваndinи р. 712. n. 18).

27

Св. первомуч. архидиакон Стефан. Известны. слова на архидиакона Стефана отцов: Иоанна Златоустого, Григория нисского два (признаются сии два Фесслером), Астерия амасийского († ок. 400 г., признается оно и Фесслером) и других. По древним западным мартирологам, исключая Карфагенский и малый римский, которые говорят о нем неопределенно, декабря 26 положена память его. По свидетельству Лукиана очевидца и самое обретение мощей было в декабре 415 г., принесение в Иерусалим 26 декабря. Вероятно, память его 27 или 26 декабря праздновалась ранее обретения, а принесение в Иерусалим совершено в день памяти по римским мартирологам, или накануне памяти по восточным календарям. Что память его праздновалась ранее обретения или начала 5 века, это видно из того, что еще Константин В. построил ему храм в Царьграде и отцы 4 века говорили на память его беседы.

Пр. Феодор начертанный. В славян. минее из Метафраста. На греческом языке Метафрастово сказание с объяснениями издано Комбефизием (Маniрilus rerum соnst. 1664. р. 191) и повторено у Миня (Т. 116. 654). «Близость Метафраста ко времени исповедников, обстоятельность повествования, согласие с другими историческими сведениями о времени иконоборцев ручаются за историческую достоверность Метафрастова сказания. О Феофане кратко еще рассказывается отдельно под 11 числом октября согласно с сим сказанием». Св. Дим. Ростов. стр. 151. Об них говорят Кедрин и Зонара в царствование Феофила. Скоро по кончине прославлен св. Феодор. Брат его Феофан написал ему канон с акростихом: твои, брат, истинные соплетаю хвалы. Комбефизий говорит, что жизнь его, может быть, написана автором позднейшим Метафраста, подражавшим ему в слоге, но без доказательств сие утверждает. Достоверность сказания подтверждается пространным письмом самих страдальцев, в житии приведенном. Сн. Филарета об Отцах § 274.

Феодор, патриарх цареградский. Он вступил на престол в 676 году, низложен в 678 году, по неверному мнению Барония за уклонение от православия; ибо патриарх Тарасий признавал его православным, по смерти патриарха Георгия он опять сделан патриархом в 683 году и скончался ок. 686 года. Впрочем в показаниях о летах его правления и правления патриарха Георгия есть разности (Оriеns christ, I. 232. 233).

28

Свв. мучеников две тмы в Никомидии. В Деяниях св. (Sept. III. р. 328) сказание о Дорофее и Горгонии есть распространенное неизвестным сказание Евсевия (кн. VIII гл. 6). Мощи Горгония перенесены в Рим. Папа Дамас на гробнице его написал стихи. В Патрологии Миня (Т. 116. 1033) помещено пространное Метафрастово сказание о страдании Индиса и Домны и 20,000 мучеников. Не справедливо Ассемани определенное число 20,000 мучеников (δυσμυρίων) считает за неопределенное т. е. бесчисленное множество (Cal. un. eccl. V. 509).

29

Свв. младенцы. По свидетельству паломника Антония в 1200 г. половина младенцев была в приделе халкопратийского храма в Царьграде, другая в пещере вифлеемской в Палестине. Никодим говорит, что мощи их находятся в храме Иакова, брата Господня в Царьграде. В Киевской пещере пр. Феодосия или дальней находится часть мощей св. младенца, за Христа от Ирода убиенного. Есть слово Григория нисского на Р. X. и избиение младенцев. Хр. Чтен. 1837 г. IV. 248.

Пр. Маркелл. Житие его написано Метафрастом (Патрология Миня Т. 116. 706 на греч. языке). Без сомнения, Метафраст имел в виду древнейшее его сказание. Сведения о нем есть в житии св. Иоанна кущника (15 янв.), писанном современником обоих.

30

Муч. Анисия. У Штадлера кончина ее определяется вообще царствованием Максимиана (286–305), у других она относится прямо к 298 году (Христ. Чтен. 1852 г. Ч. I.).

Муч. Филетер и иже с ним. Мученик Филетер сын Татиана префекта, родом из Никомидии, был красив и высок ростом, волосы имел золотистые. Принуждаемый Диоклитианом отречься от Христа, молитвою своею произвел гром и землетрясение, брошенный в разженную печь вышел невредим и отпущен на волю царем. Зять Диоклитиана Максимин снова подверг его мучениям: сперва его били жезлами, потом повесили на древо и строгали, бросили зверям, но они оставили его неврежденным, осужден на усечение, но руки двух палачей изсохли. После заключения в темницу, в железах отправлен на о. Проконнес (ныне Мармара), на пути изгонял бесов, очищал прокаженных, врачевал болезни, сокрушал словом идолов, чем многих приобрел Христу и самих воинов в числе 6 с начальником их. В странах сигрианских (гористая местность около Кизика) встречен был Еввиотом, много пострадавшим за Христа и также удостоенным дара чудотворения. Спустя 7 дней он мирно скончался в жилище Еввиота, а через 11 дней и вождь с 6 воинами и погребены возле него. Б слав. прологе 20 мая сказание об них близко к месяцеслову Василия (19 мая), а 20 декабря по стишному синаксарю. По месяцеслову Василия Филетер усечен, а по стишному прологу скончался мирно. По слав. прологу 20 мая по усекновении Филетера с ним 50 сожжено и 60 усекнуто; сожжена и мученица Кириака. Но в месяцеслове Василия число усеченных и сожженных оставлено неопределенным. Полное житие его в Деяниях св. (Mai V, 310). Посему житию Филетер скончался 311 г. 19 мая, а Еввиот в 318 году 28 декабря.

31

Пр. Мелания римлянина. В славянской минее из Метафраста и из Палладия вкратце (гл. 109). «В рукописях на греч. языке известно и современное описание жизни пр. Мелании. Метафраст составил свое сказание, вероятно, на основании сего древнейшего памятника, как полагает Ассемани (Cal. un. eccl. V. 522). Это подтверждается и обстоятельностию жизнеописания и верностию показаний, какие можно поверить другими современными памятниками, каковы сочинения блаженного Иеронима и Августина и св. Павлина ноланского». Св. Димитрий М. Р. стр. 151. Метафрастово житие у Миня в Курсе Патрологии Т. 116. 754.

Москва. Типография А. В. Кудрявцевой, Софийская набер. д. Котельниковой. № 2.

* * *

1

Впрочем в прологе 1295 года, стоят: ὲπὶ τησ βασιλείασ του φιλοχρίςου βασιλε ως ό μακαριοσ Μηνασ и проч. как будто имя царя опущено.

2

Слова его приводятся в сокращении.

3

Известна Ивора в Еленопонте – епископии под митрополиею Амасийскою.